Российское правительство продало оставшуюся у него долю крупнейшей российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ. Победителем, как и предполагалось, стала американская компания ConocoPhillips, чьи интересы представляла доселе неизвестная фирма — Springtime Holdings.

Несмотря на то, что цена, уплаченная за 7,6% акций компании почти не отличалась от стартовой, результат аукциона — 1,988 млрд. долларов стал рекордным для приватизационных аукционов в России.

Год назад за аналогичный пакет было выручено в два раза меньше.

Разница в миллиард — следствие рекордно высоких нефтяных цен на рынке, всеобщего желания инвесторов не оставаться в стороне от российского нефтяного рынка (за исключением ЮКОСа) и некоторого улучшения дел в самой компании ЛУКОЙЛ.

Российские агентства распространили заявление победителя, в котором говорится, что ConocoPhillips создаст совместно с ЛУКОЙЛом совместное предприятие для разработки нефтегазовых месторождений в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, а также совместного участия в проекте «Западная Курна» в Ираке.

Позднее пришло сообщение о том, что ЛУКОЙЛ намерен передать ConocoPhillips 17,5% Западной Курны.

Этот проект ЛУКОЙЛА оказался в подвисшем состоянии из-за того, соглашение о нем было подписано еще с режимом Саддама Хусейна, который сам же его и дезавуировал, обвинив ЛУКОЙЛ в невыполнении условий.

Легкая путаница

За десять минут, которые прошли между объявлением имени победителя и заявлением главы Фонда федерального имущества о том, чьи интересы представляет этот никому неизвестный победитель, акции ЛУКОЙЛа упали на 3,5% — рынок ожидал услышать другое имя и не разобрался в том, кто представлял интересы американцев.

Глава ConocoPhillips встречался в свое время и с руководством ЛУКОЙЛа, и с президентом России, что рынок воспринял как получение высочайшего благословения на сделку. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов еще до начала аукциона сказал, что покупка акций американцами дело решенное.

ConocoPhillips, выросшая из одной из старейших нефтекомпаний мира — Сonoco, имеет долгосрочную стратегию развития в России. Скорее всего, она не ограничится столь малым пакетом. Аналитики нескольких инвестиционных банков в России полагают, что путем выкупа акций у менеджеров ЛУКОЙЛа и миноритариев ConocoPhillips доведет свою долю до 20% или 25%.

Это позволит американцам записать в свою отчетность соответствующую часть нефтяных резервов ЛУКОЙЛа. А это важно для руководства компании, желающего показать вкладчикам хорошие перспективы в том, что касается добычи нефти из новых месторождений.

Привлечение долгосрочных партнеров соответствует взглядам руководства России, которое понимает, что портфельные инвесторы все равно будут вкладывать средства в рынок, пока все хорошо, а вот нацеленных на долгое партнерство стратегических инвесторов несущих с собой опыт и технологии надо привечать и холить.

Российский бюджет получит чуть меньше 2 млрд. долларов. Они не жизненно нужны сейчас, когда доходы казны превышают расходы. Но есть покупатель, равно как есть и стратегия правительства избавляться от небольших пакетов в компаниях. Впрочем, ЛУКОЙЛ всегда находил общий язык с руководством России, а оно вступалось за его интересы, в частности в Ираке.

«Аэрофлот» остается государственным

Удачный для российского правительства исход аукциона по ЛУКОЙЛу позволил ему отложить на более поздний срок другие приватизационные планы.

Выступая по окончании торгов, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов заявил, что правительство решило не продавать в 2005 году госпакет акций «Аэрофлота».

Еще в пятницу тот же Шаронов говорил обратное.

Против продажи выступал глава компании Валерий Окулов — зять бывшего президента России Бориса Ельцина, а также крупнейший частный акционер компании Александр Лебедев.

Министр транспорта Игорь Левитин говорил, что продавать компанию можно будет только после реконструкции аэропорта Шереметьево.

Государство владеет примерно 51% акций «Аэрофлота». Лебедеву принадлежат около 30% акций.

Ранее правительство объявиол о масштабных планах приватизации в следующем году. Среди самых крупных компаний, включенных в план, были «Аэрофлот» и «Связьинвест».

Александр Коляндр

Би-би-си, Москва

29 сентября 2004 г., 10:19 GMT 14:19 MCK

Би-би-си

*