В ближайшие четыре года доходы мировой киноиндустрии, по оценкам независимых аналитиков, вырастут на четверть и достигнут 108 млрд. долл., по сравнению с 75 млрд. долл. в прошлом году. Такой прогноз роста делает кинобизнес одним из самых быстро развивающихся секторов индустрии развлечений, обгоняющим по темпам развития индустрию развлечений и СМИ в целом.

Согласно анализу рынка, проведенному аналитиками PricewaterHouse Coopers, самыми быстрорастущими регионами будут Европа, Средний Восток и Африка. При ежегодном 10,3%-ом росте Европа, Средний Восток и Африка к 2008г. смогут нарушить гегемонию США в мировом кино.

В большинстве регионов за пределами США, при всей популярности американских фильмов, фильмы местного производства являются основными стимуляторами роста доходов от кассовых сборов, от их успеха во многом зависит, будет ли рынок в конкретном регионе расширятся или сужаться. Модернизация кинотеатров и внедрение цифровой проекции в настоящее время серьезно расширяет кинорынки Азии, Латинской Америке, Европе, Центральном Востоке и Африке.

Что касается сектора кинопроката, отмечено, что демонстрации фильмов в кинотеатрах во всем мире способствуют росту международных кассовых сборов от показа некоторых фильмов. Несмотря на то, что в 2003г. кассовые сборы по сравнению с 2002г. в основном падали, количество американских фильмов, кассовые сборы от которых за рубежом достигли 100 млн. долл., выросло с 21 до 24. Все это говорит о том, что мировые премьеры увеличивают расходы на производство копий и маркетинг и вынуждают производителей создавать интернациональные хиты, что ведет к росту расходов на производство негативов. Поэтому большинство аналитиков предсказывают расширение международной кооперации в кинобизнесе, что поможет производителям минимизировать затраты на производство фильмов.

Росту кинорынка в Европе, как отмечается в отчете PricewaterHouse Coopers, будут способствовать сильные фильмы местного производства, рост рынка DVD, релизы на рынках розничной продажи и проката и сервисы на основе подписки. Одним из самых динамичных кинорынков является и Россия – в нашей стране прогнозируется ежегодный рост в 11,6%, по сравнению с 9,8% в Западной Европе.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время подавляющую часть сборов в российском кинопрокате делают фильмы иностранного производства. Доля российских фильмов при существующей тенденции роста по-прежнему не превышает 15 %. Объясняется это прежде всего тем, что на производство качественного фильма требуются значительные финансовые средства, которыми отечественные кинопроизводители, как правило, не обладают.

Многие достойные отечественные ленты остаются незамеченными по причине их недостаточной рекламы, на которую при продвижении западных кинопроектов расходуется порядка 30% бюджета. Еще одной бедой российской киноиндустрии является широкое распространение «пиратской» продукции. На данный момент убытки от пиратов, по разным данным, составляют от 25 до 40млн. долл. в год. Тем не менее, последние отечественные кинопремьеры доказали, что показывать российское кино стало не менее выгодно, чем американское. Если в 2002 году сборы с картин (в том числе и иностранных ) редко превышали 3-4 млн долл., то теперь громкие премьеры приносят более 10 млн долл. Например, «Троя» собрала в российском прокате более 12 млн долл., а третий «Властелин колец» — более 13 млн долл.

Причем отечественное кино становится не менее выгодным, чем иностранное. Лидером этого сезона по сборам в России стал «Ночной дозор», собравший в кинотеатрах 15,8 млн долл. Кроме него, заветную отметку в 1 млн долл. (ранее взятую только «Бумером», двумя «Антикиллерами» и «Сибирским цирюльником») в 2004г. уже перевалили еще четыре фильма «72 метра» (2,6 млн), «Водитель для Веры» (2,3 млн), «Даже не думай-2» (2,1 млн) и «Всадник по имени Смерть» (1,3 млн).

РБК

*