Автолюбителей опять собираются прижать к ногтю ("НИ")
предложили Госдуме законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Народные избранники из партии власти предлагают серьезно увеличить штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения, а также узаконить на федеральном уровне эвакуацию машин, блокировку колес и откручивание номеров за неправильную парковку. Однако многие автолюбители уверены, что принятие подобных поправок только ухудшит положение на дорогах. К тому же резко вырастут размеры взяток и поборов.
«Все предлагаемые изменения направлены на то, чтобы освободить крупные города России от пробок,– рассказал «НИ» один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимир Мединский. – Количество машин растет, а ситуация на дорогах не улучшается. И это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга. Например, недавно на выезде из Рязани я два часа в пробке простоял, в Туле тоже в заторе пришлось время коротать. Систему наказания надо выводить на европейский уровень. Человек, если не заплатил вовремя, через две недели он должен будет выложить уже в два раза больше. Квитанции будут рассылаться в том числе и на основе данных видеокамер. Но если человек не согласен со штрафом, то он может обратиться в суд».
Так, за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам предполагается штрафовать автолюбителей на 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) вместо нынешних 0,5 МРОТ. То есть не на 50 рублей, а на целую тысячу. Также депутаты хотят ужесточить наказание за выезд на полосу встречного движения – до 1 тыс. рублей вместо 300–500. Еще одна новация – штраф в тысячу рублей для водителей, не уступивших дорогу общественному транспорту.
Этими же поправками предполагается узаконить на федеральном уровне эвакуацию транспортного средства, блокировку колес или отвинчивание номеров, если автомобиль припаркован в неположенном месте. Кроме того, законодатели предлагают местным администрациям самим решать, как и насколько наказывать за неправильную парковку.
Однако одним из главных нововведений будет то, что для наказания водителя отныне станет необязательным личное присутствие автоинспектора и владельца автомашины. Штрафы будут выписываться «на основании показаний специальных технических средств или средств фото- или видеофиксации без составления протокола». По номерам будет устанавливаться владелец машины-нарушителя, и ему по почте отправят штрафную квитанцию.
А чтобы возмездие было неотвратимым, депутаты также внесли поправку в одну из основных статей КоАП о презумпции невиновности. Они обогатили ее новым абзацем: «В случае выявления и документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- или видеофиксации при невозможности установления лица, его совершившего, к административной ответственности привлекается собственник транспортного средства». Это дополнение «позволяет привлекать собственника транспортного средства к административной ответственности, вне зависимости от того, кто управлял транспортным средством во время нарушения», говорится в комментарии к законопроекту.
Помощник Владимира Мединского, Иван Ефимов, пояснил «НИ», что законопроект направлен на модернизацию действующей системы. «Система видеонаблюдения после принятия закона будет совершенствоваться, – сказал Иван Ефимов. – А в Москве достаточно техники, чтобы уже работать по предложенной схеме».
Между тем сотрудники ГАИ встретили возможные перемены без ожидавшегося энтузиазма. В отделе пропаганды ГИБДД России «НИ» сказали, что «пока нет закона, не о чем и говорить».
«Сейчас камеры, которые установлены в городе, неспособны выполнять функции, которые прописаны в законопроекте, – заявили «НИ» в пресс-службе ГИБДД Москвы. – Если его примут, то придется ставить новые, а это повлечет огромные затраты. Кроме того, пока непонятно, как с юридической точки зрения возможно обойтись без протокола. Конечно, это облегчило бы работу автоинспектора, но ведь достаточных законных оснований у нас пока нет».
Готовящиеся нововведения также восприняли в штыки и правозащитники. По их мнению, и ни к чему, кроме увеличения поборов на дорогах, эти поправки не приведут.
«Это посягательства на права собственников, – заявил «НИ «адвокат Леонид Ольшанский. – Открывается шлюз парковочной мафии. И совершенно очевидно, что у нас все места для стоянки в Москве тут же станут платными. Кроме того, нельзя увеличивать и размеры штрафов. Депутаты, наверное, забыли, что большинство водителей в России – это учителя, инженеры, врачи, которые ездят на не дорогих машинах, и их средства не позволяют вываливать запрашиваемые суммы. И уж ни в коем случае нельзя разрешать местным властям самим устанавливать размеры штрафов за неправильную парковку. Но самое главное, что в статье 49-й Конституции РФ установлен принцип презумпции невиновности. Там сказано, что вина должна быть доказана полно и всесторонне, что гражданин не должен оправдываться, а любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. А в законопроекте вводится принцип виновности – человек должен сам оправдываться. Нельзя ведь наказывать без протокола, без адвоката, без суда».
Проект введения новых репрессивных норм законодатели оправдывают тяжелой ситуацией на отечественных автодорогах. По их мнению, ужесточение наказания непременно повлечет за собой улучшение обстановки на российских улицах. Тем не менее статистика показывает, что после отмены наиболее жесткой «советской» системы шрафов, уровень аварийности только снижался (об этом «НИ» уже подробно рассказывали). Ни новый ввод в 1993 году штрафных баллов, ни их отмена в 1999 году ситуацию не изменили.
Каждый автолюбитель, если у него, конечно, нет властных прибамбасов в виде спецномеров, спецталонов, спецсигналов и других спецсредств, прекрасно знает, к чему в реальности приводит очередное ужесточение наказаний за тот или иной проступок на дороге. Увеличили срок, на который отбирают права у пьяных водителей, – пропорционально выросли размеры взятки, за которую инспектор закроет глаза и зажмет нос при виде нетрезвого автомобилиста. Постановили снимать номера за отсутствие техосмотра – опять же стали брать больше. За рулем меньше пить не начали, очереди на пункты техосмотра не удлинились.
Идея же вернуть муниципальным властям их любимую кормушку в виде эвакуаторов и блокираторов, с помощью которых будут фактически изымать имущество граждан без решения суда, и вовсе попахивает нехорошим словом «лоббизм». Напомним, что разрешение пользоваться этими прекрасными приспособлениями в середине девяностых привело лишь к дикому разгулу парковочной мафии. Структуры непонятного происхождения собирали огромные деньги за стоянку автомобилей. Если они и платили налоги, то только в виде пухлых конвертов, ложившихся в ящики столов чиновников, отвечающих за тот или иной участок дороги. Разумеется, все участники этого прибыльного бизнеса мечтают вернуться в те благословенные времена.
*