Попасть на урок к лучшему учителю России мечтают, наверное, многие. Недаром именно конкурс «Открытый урок» на всероссийском конкурсе «Учитель года-2004» вызвал такой ажиотаж. Длинные шеренги журналистов, методистов, коллег-учителей тянулись в школы на Западе Москвы, где давали уроки 77 участников конкурса.

Аншлаг наблюдался в школе N1542 в Солнцево: свое мастерство демонстрировали здесь словесники и историки.

32-летний учитель истории из московской школы N 666 Андрей Лукутин выбрал для открытого урока время Ивана Калиты, а тему сформулировал так: «Смиренная мудрость» или «Цель оправдывает средства?». Он определил свой урок как «эвристическую беседу с привлечением исторических источников — от летописных до художественных».

Иван I оставил противоречивый след в истории. Учитель напомнил, что, к примеру, Андрей Тарковский считал Калиту предателем и трусом. А вот Николай Михайлович Карамзин отзывался о его правлении более благосклонно. Будучи еще студентом Литинститута Наум Коржавин вынес свой вердикт Ивану Калите: «Был ты видом сильно противен, сердцем — подл, но не в этом суть: исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь». Цитируя строки поэта, Андрей Лукутин пошутил: «Лицом Иван Калита был действительно не хорош, ну примерно как я». Десятиклассники восприняли это адекватно — как шутку. А вот взрослые после урока долго еще спорили, вправе ли педагог «сравнивать себя с отрицательным персонажем»…

— Я не собирался на уроке решать вопрос: кто из приведенных мною авторов прав, — пояснил финалист конкурса. — Гораздо важнее для меня было подчеркнуть, что стоит за этими характеристиками. Полагаю, что за всеми оправданиями действий Ивана Калиты проглядывает стремление во что бы то ни стало доказать простой тезис: цена укрепления государства никогда не может быть слишком высокой.

Ребятам понравилась фраза учителя, что «в истории важнее ставить вопросы, чем на них отвечать». Они отметили, что у Андрея Владимировича очень сильная энергетика. Урок Лукутина оценило и жюри: он вышел в следующий тур соревнований.

Интересный урок истории провела София Кривоносова из Владивостока. Она рассказала ребятам о древнем государстве Бохай, которое возникло на территории Приморья примерно во времена Киевской Руси. А для наглядности привезла московским школьникам археологические находки — колокольчик, черепки, женские украшения. Класс разделила на три группы: археологов, социологов и культурологов. С помощью так называемого «раздаточного материала» они самостоятельно всего за восемь минут подготовили рассказ об этом государстве. Жаль, что в следующий тур соревнований учительница из Приморья не прошла.

Как и молодая учительница математики из подмосковной Коломны, которая совершенно очаровала пятиклашек из школы N 1317. Может быть, пятилетний стаж работы показался жюри слишком маленьким? Но надо было видеть, как загорелись глаза детей, когда вместо скучного сложения им было предложено проложить маршрут к неизвестным галактикам. Светлана Валентиновна, применяя игровую методику, успела и научить ребят математическим фокусам, и показала, как самим ставить себе оценки.

Сильное впечатление произвела учительница из Чеченской Республики Лайла Мусаева. В ее классе сорок человек, среди которых много сирот, психологически травмированных ребят с почти нулевым уровнем подготовки, поэтому Лайла Лемиевна использует разноуровневое обучение.

Урок информатики в 10 классе школы N1317 провел учитель из города Барабинска Новосибирской области Денис Судариков. Накануне он поверг в глубокий шок членов жюри конкурса, прочитав… эпитафию самому себе. Однако предстал в ней отнюдь не «смиренным грешником», как у Пушкина, а человеком веселым, ироничным и амбициозным. Денис предложил подросткам сравнить две цитаты — из «Деда Мазая» Некрасова и из сводки погоды. В чем отличие? Удивительно, но ребята стали искать разницу в содержании, а не в форме. Дети углубленно изучают математику и иностранные языки, и к стихам, похоже, глухи. Тема же «Моделирование» показалась им, напротив, близкой. Тем, кто лучше всех работал на уроке, достались сувениры с гербом Барабинска.

Когда верстался номер

Победителями конкурса стали Наталья Кирилюк из Владикавказа, Андрей Лукутин из Москвы, Людмила Правдина из Саратова, Александр Рахно из Омской области и Евгений Славгородский из Калининградской области. Завтра они станут участниками совета экспертов «РГ». Тема разговора: как сделать школу интересной?

"Российская газета"

*