Вчера в Госдуму поступил президентский законопроект о порядке формирования исполнительных органов власти. С комментариями к документу в тот же день выступил замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. По его мнению, законопроект является попыткой адаптировать государство к угрозам международного терроризма. Эксперты, опрошенные «НИ», считают, что далеко не все губернаторы согласны с этим тезисом и уже начинают разрабатывать индивидуальную стратегию общения с Кремлем.

Напомним, еще во время расширенного заседания правительства с участием глав всех российских регионов президент заявил, что система российской власти должна работать «как целостный, соподчиненный единый организм». А затем Владимир Путин дал понять, что для обеспечения этой «соподчиненности» губернаторов теперь будут избирать не простые граждане, а депутаты местных законодательных собраний по представлению главы государства.

Вчера в указанные сроки (администрации президента было дано две недели на проработку соответствующего документа. – Ред.) законопроект о порядке формирования исполнительных органов власти поступил в аппарат Государственной думы. Вчера же с его развернутым комментарием неожиданно выступил замглавы президентской администрации Владислав Сурков. По его словам, «новый порядок избрания губернаторов, который предлагает президент Путин, это попытка адаптировать государство к угрозе международного терроризма». Он отметил, что закон, который вступит в силу по всей территории страны, «скорее всего, к 2009 году», предполагает, в частности, возрастное ограничение для кандидатов в губернаторы – они должны быть не моложе 30 лет.

Кроме того, в законопроекте прописаны процедурные нормы назначения глав субъектов. У президента будет право дважды вносить в местное законодательное собрание кандидатуру на пост губернатора. При этом в документе не уточняется, может ли два раза предлагаться одна и та же персона. В случае, если областные депутаты не приходят к общему мнению по кандидатуре главы региона, президент может назначить исполняющего обязанности губернатора. При этом, как сказано в проекте закона, решение вопроса о возможном роспуске регионального ЗакСа остается на усмотрение президента.

Весьма обтекаемо в законе формулируются основания, по которым глава региона может лишиться своего поста. Потеря полномочий наступает в том случае, если губернатор не может выполнять свои функции, или в случае «утраты доверия». Третий повод – инициатива региональных депутатов, которые могут разувериться в профессиональной пригодности главы области или края.

Между тем в президентском законопроекте нет ни слова о сроках пребывания в губернаторской должности. Напомним, в соответствии с ныне действующими законами один и тот же человек может занимать пост губернатора не более двух сроков подряд. Кроме того, как отметил г-н Сурков, «есть мнение расширить влияние федеральных органов власти и за пределы административных центров». «Но окончательно этот вопрос еще не решен», – заявил вчера зам. главы администрации президента. То есть, до каких глубин дойдет вертикаль власти, ее строители пока не определили.

«Такое впечатление, что прорвало плотину, и Конституцию, вместе со всеми уставами регионов, просто сносит», – заявил «Новым Известиям» независимый депутат Владимир Рыжков. По его словам, «здесь имеют место грубые нарушения, на которые Конституционный суд давно должен обратить внимание». Г-н Рыжков считает, что «по размашистости» документ напоминает знаменитый указ президента Ельцина «О формировании государственного порядка», после которого наступил кризис октября 1993 года. «Неужели, установив пятилетний переходный период до 2009 года, Кремль рассчитывает хоть на четверть снизить угрозу терроризма», – недоумевает депутат. По его словам, исходя из проекта закона, регионам и региональным депутатам будет навязываться безальтернативный кандидат. «А единственный легитимно избранный парламент, если не будет соглашаться с кандидатурой Кремля, будет распускаться, – отметил депутат. – Кроме того, не устанавливается срок пребывания губернаторов на посту, что означает появление пожизненно правящих региональных сатрапов».

Впрочем, как заявил «НИ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, ничего неожиданного экспертное сообщество в законопроекте не обнаружило. «Во что выльются предупреждения Кремля, было вполне прогнозируемо. Получив законопроект в таком виде, губернаторам сейчас придется определяться со стратегией взаимоотношений с администрацией президента, – считает политолог. – Причем для каждого конкретного главы будет существовать единственно верный подход к Кремлю». По словам г-на Макаркина, решившимся во что бы то ни стало остаться (по новому закону, сроки их полномочий при назначении списываются. – Ред.) придется доказывать лояльность Москве. «Тем же, кто не имеет особых шансов на выживание, тоже придется приложить немало усилий, чтобы на них перед уходом с губернаторского поста, как минимум, не завели дело», – заметил эксперт.

Остается добавить, что реформирование губернаторского корпуса, помимо всего прочего, таит в себе угрозу, связанную с неразберихой, которую данный процесс может породить в регионах. Преобразование, затеянное в структуре российского правительства под флагом административной реформы, как известно, привело к тому, что многие чиновники до сих пор не знают, за что конкретно они в своем ведомстве отвечают. К каким последствиям может привести переналадка управленческого механизма по всей стране сверху донизу, сегодня предугадать не возьмется никто.

КАК СТРОЯТ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ В ДРУГИХ СТРАНАХ

В США главы исполнительной власти 50 американских штатов – губернаторы – избираются всенародно.

Франция административно состоит из 96 департаментов, объединенных в 22 региона. Органами местного самоуправления в них являются всенародно избираемые советы. Из своего состава советы избирают председателя, который возглавляет исполнительную власть в департаменте (регионе), действующую в рамках собственной компетенции. Вопросами общегосударственной компетенции в департаментах и регионах ведают назначаемые Советом министров Франции комиссары Республики.

Италия состоит из 20 областей (регионов), которые имеют собственные представительные органы власти в виде советов, действующих в пределах отведенной им компетенции. Члены местных парламентов – советники – из своего состава избирают председателя, который формирует областную исполнительную власть – джунту. В провинциях, на которые делятся области, и в коммунах, формируемых на самом низком уровне, председатели избираются непосредственно населением. Вопросами же общенационального уровня в областях ведают правительственные комиссары, назначаемые декретами президента республики по представлению главы правительства, согласованному с министрами по делам областей и внутренних дел. В провинциях представителями центральной власти являются префекты, которые входят в систему министерства внутренних дел. Префекты отвечают прежде всег, за общественный порядок и безопасность.

Германия в 16 своих землях имеет систему власти, аналогичную той, что действует на федеральном уровне. Земельную исполнительную власть формирует победившая на выборах в региональный парламент политическая партия (или коалиция, опирающаяся на парламентское большинство).

Великобритания. Исполнительную власть в пределах их компетенции в графствах и округах возглавляют президенты, избираемые советниками соответствующих представительных органов власти. Исключение составляет мэр Лондона, избираемый всенародно на прямых выборах.

Бельгия. Губернатор провинции назначается королем по предложению центрального правительства. Губернатор одновременно и глава местной власти, и представитель центрального правительства. В 90-е годы право представления губернаторов королю было передано трем региональным правительствам (Фландрии, Валлонии и Брюсселю).

Индия. Губернаторы 26 штатов и 7 союзных территорий назначаются президентом республики и являются главами исполнительной власти штатов. В столице страны Дели исполнительную власть осуществляет Совет министров, в котором главного министра назначает лейтенант-губернатор Дели, представляющий в столице интересы центральной власти.

Украина. Главы администраций 25 регионов (23 областей, а также Киева и Севастополя) назначаются президентом республики и формируют областные администрации. В Автономной Республике Крым глава исполнительной власти – председатель Совета министров – избирается местным парламентом по представлению президента Украины.

Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, Грузия, Армения имеют в своих административных единицах глав исполнительной власти, назначенных указами президентов этих республик.

ОАЭ. Главами входящих в состав эмиратов являются абсолютные монархи – эмиры, передающие власть по наследству.

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

«Новые Известия»

29.09.04

среда

«Новые Известия»

***