Вчера Кремль наконец подробно разъяснил, зачем в одночасье нужно было отказаться от выборов губернаторов. Это сделал замглавы президентской администрации Владислав Сурков, отвечающий за внутреннюю политику и взаимодействие с территориями и известный тем, что редко общается с прессой. Помимо официальных, из Кремля поступили вчера и неофициальные комментарии. Из них можно вычленить три главные новости. С реформой спешат, чтобы Татарстаном продолжал править Шаймиев. Мэров, как и губернаторов, будут назначать. Раздражение в Кремле позицией Вашингтона достигло апогея.

«Все назначенные выборы состоятся»

По словам Суркова, президент будет представлять на утверждение региональным парламентам кандидатуру губернатора. Утверждение этой кандидатуры похоже на утверждение премьер-министра Госдумой. Региональный парламент может как поддержать, так и отклонить президентского кандидата. В этом случае глава государства может предложить другую кандидатуру, а может настаивать на уже предложенном варианте. Если парламент вновь отклоняет предложение главы государства, тогда президент имеет право распустить парламент и ввести в регионе временно исполняющего обязанности губернатора.

Срок пребывания у власти будет определяться местным законодательством, но в соответствии с Конституцией не должен превышать пяти лет. Региональный начальник может быть смещен фактически только главой государства. Конечно, предложить губернатору покинуть свое кресло может и парламент, но президент страны вправе с мнением депутатов не согласиться. Главе государства право уволить своего назначенца дает Трудовой кодекс. В частности, в нем есть пассаж о ненадлежащем исполнении своих обязанностей.

По словам Суркова, закон вступает в силу со дня своего официального опубликования. При этом все уже назначенные на этот момент выборы состоятся.

Слова Суркова – ключ к объяснению того, почему Кремль так спешил с внесением нового закона в Думу. Ведь уже в декабре должны быть объявлены мартовские выборы – в том числе в Татарстане. Если закон примут к началу декабря, главу Татарстана сможет назначить Путин. А следовательно, появится легитимный повод оставить у власти Минтимера Шаймиева – в противном случае он должен был сложить свои полномочия. Других людей, способных управлять этой сложной республикой, у Москвы на примете нет.

«Не очень хороший вариант – но не от хорошей жизни»

Кремль продолжает утверждать, что решение об отмене губернаторских выборов продиктовано необходимостью сохранения единства государства. Новый механизм формирования органов власти в регионах – «это попытка адаптации государственного механизма к новым угрозам, увеличение запаса прочности политической системы», – объясняет решение Кремля Сурков. А насколько эта мера адекватна поставленным задачам, рассудит история.

Из дальнейших заявлений заместителя главы администрации следовало, что в Кремле, мягко говоря, не совсем понимают, как будет работать новая модель. Обозреватель «НГ» поинтересовалась у Суркова, каким образом глава государства будет определять наиболее приемлемую кандидатуру губернатора, например, в какой-нибудь отдаленном от Москвы регионе. «Если бы я сказал, что у нас есть легкий ответ на этот вопрос, я бы лукавил, – ответил замглавы кремлевской администрации, заметив, что главную угрозу несет коррупция и традиционная российская бестолковость. – У нас нет реальной кадровой политики. У нас нет системы воспроизводства кадров, их обучения… Кто-то кому-то будет звонить и подсовывать объективки».

Но отсутствие механизмов, позволяющих определить наиболее достойную кандидатуру из местной политической элиты, а также сдержек и противовесов в предложенной Кремлем модели политического устройства страны не является сдерживающим фактором. «У прямых выборов есть одна группа опасностей, здесь есть другая, – уверен Сурков. – Я не хвалю эту систему, но у нас не было выхода. Мы все хотим, чтобы мы жили в огромной стране, свободно ходили или не ходили на выборы. И то, что мы сейчас выбираем, не очень хороший вариант – не от хорошей жизни».

Унять губернаторов

Сурков также сообщил, что новый законопроект снимает всякие ограничения по количеству губернаторских сроков. Это, возможно, одна из причин, почему осведомленные региональные начальники с небывалым единодушием стали петь дифирамбы законопроекту.

Кроме того, от источника в Кремле стало известно, что нынешним региональным баронам обещан еще один бонус: с высокой долей вероятности губернаторам будет передано право координировать деятельность федеральных ведомств на местах. Москва также предполагает отменить институт федеральных инспекторов. Но самая интересная перспектива может открыться для региональных начальников, если Кремль дарует им право назначать мэров областных или республиканских центров. То, что мэры крупных городов будут назначаться, а не избираться населением, кремлевские чиновники уже практически решили. «Существует мнение, что госвласть должна расширяться до административных центров регионов», – замечает кремлевский источник, добавляя, что решение об этом может появиться уже в ближайшее время.

«Уровень коррупции в Чечне за пределами понимания»

Пытаясь защитить страну от терроризма с помощью отмены губернаторских выборов, руководство страны тем не менее не собирается коренным образом менять свои подходы к решению чеченской проблемы. Собственно, лейтмотив действий Москвы в этом регионе остается прежним: Чечню надо активно социализировать. Но, как признаются чиновники, «пока идет имитация помощи». «Туда должны ехать люди и следить за распределением этой помощи, но никто не хочет рисковать жизнью, – говорит один из высокопоставленных кремлевских источников. – Это футбол какой-то, отношение к восстановлению экономики Чеченской Республики совершенно формальное». И добавляет: «Пока уровень коррупции в Чечне за пределами понимания даже русского человека».

Кроме того, смерть Ахмада Кадырова серьезно затормозила подписание договора о разграничении полномочий между Россией и Чечней. Тогда он был практически готов. Теперь началась новая серия споров между российскими чиновниками о том, «какую степень исключительности» необходимо предоставить Чечне. Сейчас дискуссия «находится в сложной фазе». Наш источник выразил надежду, что трудный процесс согласования удастся завершить к концу года, а уже в начале 2005-го договор может быть подписан.

«Буш ведет себя, как студент»

Критика Западом нового предложения Путина только подлила масла в огонь все увеличивающейся неприязни между двумя странами. В Кремле говорят, что болезненно относятся к критике из-за океана, и подчеркивают приверженность Владимира Путина идеалам демократии: «Президент идеалист, он очень хотел, чтобы у нас была лазурная демократия, – отмечает один из кремлевских чиновников. – Нас удобно поучать из Вашингтона и говорить: вы здесь не правы. Что бы делало руководство США, если бы в их составе была афро-американская республика с собственным языком? Может быть, и американцы на каком-то этапе додумались бы до назначения губернаторов? Мы очень уязвимая страна, и мы должны защищаться».

Особенное раздражение обитателей Кремля вызвала эскапада американского президента Джорджа Буша. «Когда этим озабочено первое лицо, это уже похоже на вызов. Я уверен, что господин Буш даже не знает, что это за предложения. Серьезный политический деятель, глава величайшей нации в мире, а ведет себя, как студент, – возмущался источник в Кремле. – Как можно реагировать, не зная, о чем речь? А давая советы, надо помнить, что каждая демократия в мире демократична по-своему».

Наталья Меликова

Независимая Газета

# 210 (3323) 29 сентября 2004 г.

Независимая Газета

***