Нежное личико старости. У жительницы Самары первые морщины появились в 8 лет ("МК"29.09)
Этой маленькой сморщенной старушке с блестящими глазами по паспорту всего 24 года. А когда начинаешь с ней говорить, и вовсе больше 15 не дашь. Наивный, открытый и очень-очень добрый ребенок. Девочку-бабушку в НИИ геронтологии Минздрава РФ, куда она попала несколько дней назад, врачи ласково называют чудом природы. Говорят, что с тех пор, как она здесь появилась, кажется, будто света прибавилось. Свою редкую болезнь уникальная пациентка института воспринимает не как наказание, а как… дар!
Татьяна Никитина родом из Самары. Мать и отца не помнит, говорит, что до 6 лет ее воспитывала бабушка. А когда та умерла от рака крови, девочку взяли на воспитание чужие люди, жившие по соседству. Когда началась ее болезнь, врачи точно установить так и не смогли. Возможно, в подростковом возрасте, а может, значительно раньше. Сама Татьяна рассказывает, что обнаружила странные изменения в своем теле приблизительно в 8 лет.
— Позвоночник у меня стал искривляться еще в 6 лет, — вспоминает Никитина. — А когда мне было 8, я как-то посмотрела на себя в зеркало и испугалась. Вижу, какая-то я не такая, как остальные дети. Кожа начала сохнуть и покрываться морщинами.
Одними из первых необычность Тани заметили ее ровесники и учителя. Первые стали сторониться странной девочки, вторые Танечку искренне жалели, но тревогу почему-то не забили.
В итоге она пошла в местную больницу сама. Девочке сделали кучу всяких анализов, которые подтвердили самые страшные догадки: процесс старения в ее организме идет такими быстрыми темпами, что ее биологический возраст превышает паспортный как минимум в пять раз! Однако поскольку никто не знал, как ей помочь, девочку… отпустили домой. Никитина решилась поехать в столицу. Добрые люди подсказали ей, что есть там институт, который занимается проблемами старения. Вот она и уверилась, что если ей где и помогут, то только здесь.
— У Татьяны редкое генетическое заболевание — прогерия, или синдром Вернера, — говорит директор НИИ геронтологии, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Владимир Шабалин. — За всю историю нашего института здесь был еще только один пациент с прогерией. Но и у него болезнь не была так ярко выражена, как у Тани. Ей-то сейчас около 70 биологических лет. Причины возникновения синдрома Вернера — хромосомные нарушения. Однако человек с ними может прожить всю жизнь и быть при этом абсолютно здоровым. Для того чтобы начался патологический процесс, нужен какой-то толчок. Им может стать, к примеру, стресс или другое заболевание.
Шансы, что мы ей реально поможем, очень невелики, — продолжает Шабалин. — Прогерия, увы, практически не поддается лечению. Мы попробуем выявить у девочки иммунные нарушения и скорректировать их. Возможно, это позволит несколько затормозить процесс старения.
Таня хоть и хочет вылечиться, но на судьбу не ропщет. Говорит, дескать, благодаря болезни является уникальным экземпляром!
— Меня Бог избрал. Моя болезнь — его дар, испытание. Я ни о чем не жалею. Вот окончила 4 класса школы, научилась писать-читать — и ладно. Пенсию получаю. Знакомые меня уже больше не боятся — привыкли. Есть у меня и друзья. Когда-то очень давно я мечтала хоть раз сходить на дискотеку. Но потом смирилась с тем, что мне туда нельзя.
Танечка, смущаясь, признается, что когда-то ей нравился один парень, но она стеснялась к нему даже подойти. А потом обрела веру в Бога. Ходит теперь постоянно в церковь, моет там полы, убирается по мере своих слабых сил. Считает себя послушницей и христовой невестой…
Московский Комсомолец
от 29.09.2004
Ева МЕРКАЧЕВА
***