Третий год идет в стране широко разрекламированная пенсионная реформа, а многие люди до сих пор не знают, как распорядиться деньгами, которые работодатель перечисляет в ПФР на их лицевые счета: либо оставить накопления в государственной системе, либо копить на старость с помощью частных компаний и фондов. Казалось бы, опыт прошлого года, когда к управлению накопительной частью пенсий россиян подключились десятки УК, должен был подтолкнуть людей на более активные действия в выборе компаний.

Но, к удивлению реформаторов и участников пенсионного бизнеса, граждане не спешат принимать решения. В итоге лишь четыре тысячи будущих пенсионеров определились на сегодняшний день в выборе страховых компаний. Это капля в море по сравнению с количеством заявлений, поданных в прошлом году (704 тысячи).

Впрочем, в крайне низкой активности населения виноваты сами проводники реформы: то они собирались перенести сроки выбора управляющих компаний с 1 октября на 31 декабря, но решили этого не делать (из-за чего к работе с клиентами с запозданием приступили трансферагенты, которые в прошлом году обеспечили подачу 75% заявлений в частные структуры). То затянули с рассылкой писем о состоянии пенсионных счетов. Да и время для отправки

весточек ПФР выбрал неудачное — период летних отпусков. Не говоря уже о том, что до некоторых адресатов «письма счастья» вообще не дошли. Поэтому неудивительно, что многие люди попросту отмолчались.

В дополнение ко всему население сбили с толку заявления руководства Пенсионного фонда о реальных достижениях частников. Так, в начале сентября зам. главы ПФР Александр Черноиван сообщил, что многие негосударственные структуры убыточны, и они не принесли гражданам ожидаемого дохода, в то время, как государственная управляющая компания в лице Внешэкономбанка показала неплохие результаты.

Подобные заявления только подрывают доверие граждан ко всем участникам пенсионного процесса, дискредитируют саму суть реформы, — считает Константин Беликов, начальник отдела клиентского обслуживания управляющей компании «Атон-менеджмент». — Обнародовать промежуточные данные о доходности УК не совсем корректно.

Реализация пенсионной реформы на практике не достигает целей, заявленных государством в ее начале, — соглашается с ним председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Галина Морозова. — В этом году людей просто лишили права выбора управляющей компании или НПФ. Они в этой игре остаются проигравшими. Первый год реформы для наших организаций, участвующих в ней с января 2004-го, оказался неудачным. И мы этого не скрываем, объясняя людям, что заключать с нами договора сейчас невыгодно, потому что до сих пор не решена проблема налогообложения пенсионных накоплений, поступающих в фонды из ПФР. Налоговый кодекс расценивает эти деньги как прибыль и облагает их налогом по ставке 24 процента. Поэтому я говорю своим клиентам: пока повремените с заключением договоров, иначе останетесь в убытке.

Впрочем, несмотря на препятствия со стороны государства, частные компании не намерены отказываться от пенсионного бизнеса.

— Панических настроений среди НПФ нет, — успокоил гендиректор негосударственного пенсионного фонда «Телеком-Союз» Аркадий Недбай.

В будущем году вопрос с налогообложением, надеюсь, будет окончательно решен, и тогда мы в полную силу заявим о себе на рынке обязательного пенсионного страхования. Лишь бы государство не выкинуло каких-нибудь очередных сюрпризов…

Трибуна № 173 (9844) 28.09.2004 Сергей АВЕРКИН

*