Назначение губернаторов — за и против

Сколько стоит устроить теракт?

Кабинет Путина — в пастельных тонах

Под новым соусом. Идея о фактической назначаемости губернаторов, витавшая в Кремле уже давно, была озвучена президентом после событий в Беслане, и мало кто сомневается, что Путин просто воспользовался ситуацией, чтобы протолкнуть эту непопулярную идею, пишет «Московский комсомолец» в связи с заявлением президента о том, что законопроект о новых принципах формирования власти на местах направлен в Думу.

Говорят, что последней каплей, заставившей президента решиться на этот шаг, стало избрание губернатором Алтайского края юмориста Михаила Евдокимова, который известен сценическим образом «красной морды», продолжает газета. «Да, действительно иногда мы делаем странный выбор, и с этой точки зрения желание Путина самому представлять кандидатуры губернаторов, возможно, оправданно. Но с другой стороны — где гарантия, что избранник президента проявит себя грамотным и умным руководителем? Да нет гарантии», — считает газета.

«Поэтому, при новой системе избрания губернаторов мы скорее всего получим то же блюдо, что едим и сейчас, — продолжает газета. — Правда, основа под ним будет другая: глава государства получит еще более мощные рычаги для управления политическим пространством страны».

«Независимая газета» отмечает, что заявление Путина стало настоящей сенсацией. Всего две недели прошло с выступления президента в Белом доме, где глава государства сказал, что поручает внести и разработать соответствующий закон до конца года, пишет газета. Выяснилось, что конец года пришелся на сентябрь. Создается впечатление, что власть по каким-то причинам торопится с этой реформой, отмечает далее газета и предлагает свое объяснение происходящего.

«От того, когда начнут действовать новые правила, напрямую зависит судьба многих известных губернаторов. Так, если закон примут в самом жестком варианте, то есть со вступлением в силу уже в декабре, могут быть отменены выборы в 7 регионах. В любом случае очевидно, что на карту поставлены судьбы очень многих влиятельных людей, имеющих богатый лоббистский арсенал».

Экономист Евгений Ясин в интервью газете отмечает, что террористическая угроза дает возможность «закручивать гайки» под видом борьбы за безопасность граждан: «Я бы сказал, что недавние предложения президента означают изменение государственного устройства России. Я не юрист и поэтому не берусь утверждать, что нарушена Конституция, но, с моей точки зрения, эти изменения определенно направлены против демократизации страны, они приводят к тому, что мы, по существу, переходим к авторитарному режиму».

«Российская газета» публикует более оптимистичную точку зрения. В частности, вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что единый порядок формирования исполнительной власти по всей стране сделает ее более ответственной и поможет избежать тех по сути безвыходных ситуаций, когда всенародно избранный губернатор работает из рук вон плохо.

Политолог Владимир Павленко, интервью с которым публикует «Труд», также видит положительные стороны в предложении Путина: «В России, на мой взгляд, наконец-то создается настоящая система власти, обеспечивающая действительное равноправие субъектов Федерации. «Заглатывание» суверенитета уступает место реальному общегосударственному федерализму. Принципам демократии это не противоречит».

Горизонтальное неравенство

Серия терактов в Москве, кровавая драма в Беслане продолжают вызывать полемику в прессе об истоках терроризма и способах борьбы с этим явлением. В частности «Независимая газета» считает, что сегодняшняя напряженная ситуация в Чечне и растущий интерес чеченцев и других российских мусульман к методам, используемым международными террористами, во многом связаны с горизонтальным неравенством. Уровень доходов в Чечне и в целом на Северном Кавказе существенно ниже, а уровень бедности — гораздо выше, чем в среднем по России, отмечает газета.

«Труд» в статье под заголовком «Безработный Кавказ» дает удручающую характеристику экономической ситуации в регионе. На Северном Кавказе, как и по всей стране, в 90-е годы десятками закрывались заводы и фабрики. Сотни тысяч оказались за воротами предприятий. Молодежь, которая сначала подалась в мелкий бизнес, «прогорев», заполняла ряды выросших, как грибы после дождя, криминальных «бригад», «команд», этнических группировок…

«А экстремисты, ваххабиты этим пользуются, толкая молодежь на преступления, а то и на верную смерть. К примеру, заложить фугас в нужном кому-то месте стоит 100-200 долларов», — цитирует газета сотрудника чеченского ОМОНа Ислама Абзаева.

«Правда», устами лидера КПРФ Геннадия Зюганова, возлагает всю вину на нынешнее руководство страны. «Главная причина терроризма в России — тот курс, политика, проводимые руководством с 90-х годов. За последний год, когда «Единая Россия» взяла на себя ответственность за все в стране, число убитых только в терактах превысило 1 тыс. человек. Столько, сколько потеряли американцы за полтора года ведения войны в Ираке», — цитирует газета Геннадия Зюганова.

«Российская газета» считает, что успешной борьбе с терроризмом мешает неспособность России найти союзников вследствие различных стереотипов и предубеждений. В частности, можно услышать косвенные обвинения в адрес США в том, что они мол, «стоят за террористами». «Это производит неопрятное впечатление — примерно такое же, как разговоры про «мировую закулису» и прочую чертовщину. Если есть что сказать — говорите прямо, если сказать нечего — может промолчать?» — советует газета.

Газета «Известия» публикует интервью с известным французским писателем Морисом Дрюоном, который призывает Запад помочь России победить терроризм. В частности, писатель отмечает, что в анналах ужасов кровавая бойня в школе Беслана останется одной из самых жестоких и самых позорных для человечества страниц.

«Почему мировое сообщество не выступило против кровавого безумца, взявшего на себя ответственность за эти преступления, более того, цинично подсчитавшего, в какую сумму в долларах они обойдутся России?» — задает риторический вопрос писатель.

«Во французской прессе, и вообще в западной, существует своего рода ментальный ревматизм во всем, что касается России. Мы не избавились от того скрытого страха, который внушала советская империя. Ментальный ревматизм является следствием забывчивости. Упоминая имя Путина, все дружно добавляют: бывший полковник КГБ. Почему никогда не звучит: бывший вице-мэр Санкт-Петербурга? Или нарочно забывают о том, что Анатолий Собчак, политик ясного и благородного ума, выбрал себе в заместители именно этого офицера, патриота и верующего человека?» — сказал Морис Дрюон в интервью газете «Известия».

Без излишеств

Пока Владимир Путин обсуждал с министром финансов проблемы фирм-однодневок и «мертвых юрлиц» на встрече 27 сентября, журналисты получили возможность детально рассмотреть, как выглядит кабинет президента, пишет «Московский комсомолец».

Вход в святая святых, что упрятана в конце длинного коридора первого корпуса Кремля, предваряет не по рангу скромная золотистая табличка «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин». Шрифт, видимо, выбран в соответствии с образом хозяина — строгий, без всяких излишеств, отмечает корреспондент «МК».

В самом кабинете все в пастельных тонах, ни единого яркого пятна. Кремовый ковер с приглушенно красными цветами. Как утверждает автор статьи, нечто подобное можно увидеть в магазине среди шедевров персидских мастеров. Розоватые шторы с вышитыми листьями (цвет вышивки — в тон фону ковра), желто-золотистые стулья, темные деревянные панели на стенах…

Корреспондент «МК», заняв удачную позицию у одного из четырех шкафов с книгами, попытался изучить его вкусы. На полках были: Биографический энциклопедический словарь (Путин, как известно, неравнодушен к истории), несколько томов С.М.Соловьева, «История русского искусства» (Грабарь), книга «Русские монастыри» (Путин часто посещает всевозможные храмы), а также издания из серии «Всемирная география» — «Северная Америка», «Африка», «Азия». Серьезность трудов в соседнем шкафу разбавляет умилительная фигурка белого зверька, похожего на медвежонка.

А еще президент на своем рабочем месте, судя по всему: смотрит телевизор (он стоит слева от него), пользуется компьютером (на столе виден внушительный черный монитор и беспроводная «мышка»), читает документы. Позади ВВП расположен маленький столик с разложенной на нем российской прессой.

Кабинеты многих слуг народа венчают портреты президента над столом. У ВВП на этом месте двуглавый орел, продолжает описание корреспондент. Но собственное фото тоже имеется. Правда, небольшое, в самом углу кабинета и в окружении детей. Но не своих двоих, а целого множества незнакомых.

И, наконец, воздух насыщает кислородом неизвестное зеленое растение в кадке, с широкими заостренными листьями. А в общем, рабочее место президента, как ему и положено, очень похоже на своего хозяина, пишет в заключение корреспондент «МК».

Обзор подготовил Сергей Кузнецов, Служба мониторинга Би-би-си

28 сентября 2004 г., 00:02 GMT 04:02 MCK

Би-би-си

*