Весь список, пожалуйста! Москва призывает не делить террористов на "плохих" и "хороших" ("ВН")
После трагедии в Беслане Москва приступила к продвижению своей новой стратегии борьбы с угрозой терроризма. Международный раздел этой программы озвучил в Нью-Йорке министр иностранных дел России Сергей Лавров с трибуны 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Его речь немедленно получила практическое продолжение — уже в пятницу в Совете Безопасности ООН Москва распространила проект новой антитеррористической резолюции.
Москва не раз заявляла, что решение кризиса в Чечне — внутрироссийское дело. Вместе с тем Россия не уставала указывать на международные связи и зарубежное финансирование чеченских боевиков. Теперь она решила вышибить клин клином — опереться на мировое сообщество, чтобы добиться поддержки в своей борьбе с чеченскими сепаратистами, одновременно снизив накал западной критики в свой адрес.
Как подчеркнул российский министр, предложенная резолюция — не декларация, «а серия конкретных мер». Новые меры призваны пресечь зарубежное финансирование чеченских боевиков, пополнение их рядов иностранными наемниками. И, что принципиально важно для России, — не позволить им скрываться за рубежом. Москва, по словам г-на Лаврова, предлагает, чтобы Совет Безопасности ООН составил «единый список лиц и организаций, замеченных в пособничестве и осуществлении терактов».
«Террористов нельзя делить на плохих и хороших», — заявил глава российского МИДа. Как известно, Россия крайне недовольна предоставлением политического убежища представителям чеченских сепаратистов Ахмеду Закаеву в Великобритании и Ильясу Ахмадову в США.
Глава российской дипломатии «не видит принципиальных проблем», которые могли бы затруднить принятие предложенного Москвой проекта резолюции. После встречи с Сергеем Лавровым в Нью-Йорке госсекретарь США Колин Пауэлл пообещал отнестись к проекту внимательно. Однако он не разделил российской «озабоченности индивидом, которому дали в США дали убежище». «Это дело не госдепартамента, а судебной системы», — заявил Колин Пауэлл. «Мы, к сожалению, еще увидим рецидивы двойных стандартов», — посетовал Сергей Лавров.
Одновременно в Москве на Всемирном конгрессе информационных агентств Владимир Путин указал на готовность России следовать иностранному опыту борьбы с террором. «Укрепление гражданского общества, ликвидация брешей в законодательстве, консолидация всех ветвей и органов власти — это главная задача для стран-участниц антитеррористической коалиции», — сказал российский президент. Он пояснил, что подобные действия предприняли США после терактов 11 сентября 2001 года, а сейчас «программа соответствующих мер уже реализуется и в России».
Похожее «заимствование» предпринимает и российская дипломатия — в попытках использовать иностранную поддержку в борьбе с террором Москва также следует примеру Вашингтона. После 11 сентября 2001 года по настоянию американцев Совбез ООН принял подряд две резолюции по борьбе с терроризмом, тогда же появился «черный список» лиц и организаций, связанных с «Аль-Каидой» и движением «Талибан». Специально созданный Контртеррористический комитет следит, как члены ООН соблюдают запрет на передвижения упомянутых в списке лиц, эмбарго на поставки им оружия, действительно ли заморожены их счета и активы.
Сейчас Россия настаивает на включении в список боевиков, действующих на Северном Кавказе. Как заявил г-н Лавров, «среди многих так или иначе связанных с «Аль-Каидой» террористических банд есть и самостоятельные группки, складывающиеся, может быть, на разовой основе». Поэтому российская сторона «считает более правильным имеющиеся списки сделать открытыми для заявок, даже когда прямой связи той или иной террористической группы с «Аль-Каидой» нет».
Андрей ЗЛОБИН
«Время новостей»
№ 175 27 сентября 2004г.
***