Как заработать 1000% годовых на вложенный капитал, «РК» уже писал. Для этого не нужно быть Мавроди или основателем какой-либо другой финансовой пирамиды, достаточно иметь хорошие связи среди чиновников, которые за «незначительное» вознаграждение помогут разобраться в хитросплетениях внутриведомственных интриг. Зная, когда покупать акции, а когда от них лучше избавляться, можно увеличить свой капитал примерно в 10 раз.

По крайней мере, именно столько можно было заработать на акциях ЮКОСа в течение года. А вот как преумножить свой капитал за год в 10 тыс. раз, стало известно в прошлую пятницу. Для этого достаточно создать поисковую систему и назвать ее Google. Именно благодаря ей, из в общем то заурядного соискателя ученой степени магистра в Стэнфордском университете (США) бывший наш соотечественник Сергей Брин стал одним из самых богатых людей в Соединенных Штатах. На сегодняшний день его состояние оценивается в 4 млрд. долларов, благодаря чему он занял 43 место, из 400 возможных, в ежегодном списке журнала Forbes, который в конце прошлой недели опубликовал очередной рейтинг американских миллиардеров. Четыре года назад Брин занял у основателя Sun Microsystems Энди Бехтольшайма 100 тыс. долларов, которые потратил на создание поисковой системы Google, которая сейчас, по самым скромным прикидкам оценивается почти в 20 млрд. долларов. Для сравнения, примерно столько же сейчас стоит нефтяная компания ЮКОС. Но Google нефть не добывает, а стоимость наиболее известных российских аналогов поисковой системы — Yandex и Rambler вряд ли превышает несколько миллионов долларов. Так в чем же тогда секрет успеха Google?

Для того, чтобы объяснить феноменальную популярность этого поискового ресурса, необходимо обратиться к истории его создания. Итак, Сергей Брин родился в Москве в 1974 году, то есть к моменту, когда он стал миллиардером, ему исполнилось всего 30 лет — он один из самых молодых миллиардеров в мире. В Америку Брин переехал вместе с семьей в 1979 году, когда ему было всего пять лет. Его отец преподавал математику в университете Мэриленд, а мать работала в исследовательском подразделении NASA. Это и предопределило дальнейшую судьбу ребенка: он начал активно заниматься точными науками, в частности математикой и программированием. Основной темой исследований Сергея Брина были «технологии сбора данных из неструктурированных источников», иными словами — поиск в больших массивах информации, таких, как современный Интернет. Тогда всемирная паутина была еще не так обширна, а значит и не привлекала внимания серьезных инвесторов. Именно поэтому, созданная еще в бытность Брина в доктарантуре Стэнфордского университета, компания Google Inc. поначалу не вызвала интереса у потенциальных инвесторов, хотя уже тогда, разработанная молодым специалистом программа, доказала свое превосходство над аналогичными разработками. Работавшей в тестовом режиме, на официальном университетском сайте, программой, ежедневно пользовались более 10 тыс. человек. Новорожденный Google съедал половину отведенного трафика и серьезно мешал работе остальных проектов. В результате руководство Стэнфорда «рекомендовало» Брину разместить свой сайт где-нибудь еще. Это, как считается и положило начало становлению будущей компании.

После нескольких неудачных попыток продать свое детище, Брин решил занять денег на развитие Googla и самостоятельно продвигать услуги этой поисковой системы.

На состоявшемся в конце августа текущего года первом размещении ценных бумаг (IPO) Google на фондовом рынке в США, только за один день торгов акции компании выросли на 18%, а ее создатели Сергей Брин и американец Ларри Пейдж заработали еще 1,67 млрд. долларов. Сногсшибательные результаты стали крупнейшим успехом IT-компании на фондовом рынке за всю историю торгов. Ажиотаж вокруг Google эксперты объясняют ее феноменальными успехами в области продвижения интернет-рекламы. Только за прошлый год компания заработала на рекламе более 1 млрд. долларов , а в нынешнем году, эта сумма может утроиться. На первый взгляд, при чем здесь реклама? Любой посетитель интернет-страницы поисковой системы в первую очередь отмечает полное отсутствие рекламных объявлений баннеров . Но это лишь на первый взгляд: достаточно набрать в поисковой строке слово «телевизор», «фотоаппарат», «пластиковая карта», и так далее, как появляется множество ссылок на различные интернет-магазины. Не секрет, что места в подобных «индексах цитируемости» стоят немалых денег. Правда выяснить продаются ли места в Google, корреспонденту «РК» все же не удалось. Но широко известно, что на этом зарабатывают в том числе и некоторые российские поисковые системы. Как удалось выяснить «РК», чтобы никому не известный интернет-магазин, торгующий бытовой техникой, появлялся на первой странице поиска, его владельцам необходимо заплатить не одну тысячу долларов. Причем продаются места не только в первой тройке, но , в зависимости от популярности товара, и в первой десятке. Это касается и различного рода рейтингов: если вы хотите, чтобы ваш сайт оказался самым посещаемым и популярным в Интернете, не обязательно привлекать посетителей баннерами, достаточно просто заплатить владельцу «счетчика» и он, в зависимости от суммы, поставит сайт на любое место в топ-100. Помимо рекламы Google зарабатывает и на услугах веб-дизайна, а также продает свои программы поиска, которыми на сегодняшний день оборудовано большинство крупных корпоративных сайтов в США.

Однако, как пояснил корреспонденту «РК» один из программистов, специализирующихся на создании поисковых машин (так называют программы поиска, лежащие в основе всех поисковых сайтов), разработка Сергея Брина не является чем-то уникальным. Подобные же программы реализованы на многих российских доменах. Возможно, между ними и Google имеются незначительная разница в скорости, но для пользователя десятые доли секунд врядли имеют принципиальное значение.

Главное — как искать. От алгоритма поиска зависит, будет ли найдено максимальное количество ссылок на малопосещаемые сайты, где как раз и может находиться необходимая информация. Здесь Google, без сомнения лидер: многие пользователи признают, что он ищет в Рунете даже лучше отечественных поисковых систем. Но здесь есть и серьезная недоработка: Брин, когда создавал свою программу не рассчитывал на ее использование в столь сложных, с точки зрения морфологии языках, как русский. Иными словами, он ищет слово только в той форме, в которой оно содержится в тексте запроса. Например слово «книга», как утверждает Google, встречается в Интернете 5 млн. 350 тыс. раз, а вот это же слово в винительном падеже «книгу» — всего полтора миллиона. Это при том, что по сути, это одно и то же слово. В компании утверждают, что в программе, адаптированной для Рунета, эту недоработку уже устранили, но отечественные поисковые машины изначально ориентировались на морфологию русского языка.

Единственным преимуществом Google перед аналогичными продуктами, и в том числе крупнейшим в мире поисковым порталом Yahoo, является его специализированность: создатели ресурса ориентировались на отдельный сегмент рынка — поиск. Остальные аналогичные ресурсы пытаются играть и на поле электронной почты и электронного магазина, и т.д.. Эти смежные сегменты рынка они преимущественно и заняли. Потеснить их, по крайней мере, в ближайшем будущем, будет крайне сложно.

Максим ЛОГВИНОВ

«Русский курьер»

№ 380 2004-09-27

"Русский курьер"

*