Роман Цепов ‘помогал хоть черту’… …Кто помог ему умереть? ("РК")
24 сентября в Санкт-Петербургском Клиническом центре передовых медицинских технологий (бывшая больница № 31 им. Свердлова) скончался известный петербургский предприниматель, генеральный директор охранного предприятия «Балтик-Эскорт» Роман Цепов. У следствия уже есть уверенность в том, что он был отравлен. Собственно, даже уголовное дело возбуждено прокуратурой города по статье «умышленное убийство».
Цепов почувствовал себя плохо суть более двух недель назад, врачи не смогли поставить диагноз. Теперь понятно, что сделать это было действительно трудно. По данным Агентства журналистских расследований, именно тогда, 10 или 11 сентября, Цепов был отравлен большой дозой препарата, применяющегося для лечения больных лейкемией. Он вызвал необратимые изменения костного мозга.
Роман Игоревич Цепов родился в 1962 году. Работал на Ижорском заводе, служил во внутренних войсках МВД, окончил высшее военное командное училище внутренних войск. В начале 90-х вышел в отставку, в апреле 93-го создал частное охранное предприятие. Все, что делал в этой части, делал подчеркнуто законно, а когда не хватало законов, участвовал в разработке новых. Работы охранникам в то время хватало. «Балтик-эскорт» участвовал в охране петербургских руководителей, чиновников, бизнесменов, автоперегонщиков. Говорили, что фирме помогали стать на ноги, делились с ними опытом офицеры Федеральной службы охраны, в том числе тот, что охранял Собчака и возглавляет ныне эту службу, — Виктор Золотов. Одно время ряды охранников «Балтик-Эскорта» пополнились омоновцами из Риги и Вильнюса, многие работают и сегодня, а вот с Чеславом Млынником Цепов очень быстро не сошелся характерами и расстался. Потом фирма вышла на новый уровень, в числе ее клиентов были многие известные российские и зарубежные бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и… некоторые криминальные авторитеты. В том числе самый знаменитый в свое время представитель криминального Петербурга Владимир Малышев, ныне живущий за рубежом. Цепов этого никогда не скрывал и говорил так: «Я помогу хоть черту. Если он покажет справку, что нормальный черт. Честный. Не подонок, не мразь банальная».
По общему мнению, это была одной из самых ярких и в то же время загадочных личностей петербургского бизнеса. А в теневом отношении – и политики. На протяжении по меньшей мере восьми последних лет его имя устно или письменно упоминалось в связи едва ли не с каждым громким скандалом.
Впервые я услышал эту фамилию в 96-м, когда в журналистских кругах пошли слухи о готовящемся покушении на кандидата в губернаторы города Владимира Яковлева. «Его должен грохнуть Цепов», — сказал мне коллега. «А кто такой Цепов?» — спросил я, мало тогда разбиравшийся в подковерных интригах города. Коллега сделал круглые глаза, показал на стены и потолок нашего офиса. А потом, на улице, шепотом сказал: «Это главный охранник Собчака. Вообще-то самого Собчака охраняет офицер из Москвы, а Цепов – его семью. А главное – Путина. И вообще всех в Смольном, кому не положена федеральная охрана».
Как потом выяснилось (впрочем, что тут может выясниться наверняка?), в словах коллеги была примерно половина правды. Да, вряд ли сам Цепов, но его фирма «Балтик-Эскорт» занималась охраной Людмилы Нарусовой и ее дочери. Да, как признавал сам Цепов, они осуществляли охрану и вице-мэра Владимира Путина.
Он в одном из своих немногочисленных интервью говорил об этом так: «Наше знакомство произошло в 1994 году при, я сказал бы, рабочих обстоятельствах. Тогда охранных структур было немного…А тогдашнему вице-мэру Путину по статусу государственная охрана не полагалась, хотя он курировал вопрос приватизации Балтийского морского пароходства, где только что было совершено заказное убийство. Поэтому в Смольном появились довольно веские основания полагать, что готовится покушение и на Путина. Мэрия заключила с «Балтик-Эскортом» официальный договор. Я выделил охранников, которые были способны обеспечить личную безопасность этого человека. И горжусь, что сумел организовать систему охраны. Честно говоря, попыток покушения на вице-мэра при мне не предпринималось. Но время было сложное, и повернуться могло по-разному. Уточняю, господин Путин не обращался к господину Цепову за предоставлением охраны. Инициатива исходила от представителя городской администрации, который курировал такие вопросы. По закону, заниматься телохранительством было нельзя. И в предмете договора написали «охрана общественного порядка в местах пребывания Путина В.В.».
Неправдой, скорее всего, были сами сплетни о готовящемся покушении на Яковлева. Впрочем, мало кто относился к ним всерьез, больше посмеивались. Рассказывали, что в тот предвыборный период, где-то встретившись с Путиным, Яковлев спросил его примерно так: «Володя, неужели вы с Собчаком дошли до того, что готовите на меня покушение?». И что Путин ответил ему примерно так: «Ты на себя в зеркало-то посмотри, кому ты такой нужен?».
Тем не менее, когда Яковлев стал губернатором, эта, как говорят, вброшенная его политтехнологами «деза» еще какое-то время оборачивалась против Цепова. На него «вешали всех собак», несколько раз задерживали и арестовывали, заводили уголовные дела против него и в отношении сотрудников предприятия, бессчетное количество раз обыскивали фирму.
И это не говоря уже о слухах. Что бы ни случилось, говорили: «Без Цепова тут не обошлось». Это касалось возбуждения уголовных дел против вице-губернаторов города, арестов того или иного бизнесмена, покушений на того или иного «авторитета», даже непростых отношений губернатора с бывшим полпредом президента Виктором Черкесовым… Цепов, сторонившийся особой публичности, не считал нужным опровергать такие слухи, говорят, даже похохатывал и говорил, что все это только на пользу его бизнесу. Еще более «на пользу» явно были разговоры о том, что Цепов-де «не просто охранник», а секретный работник спецслужб, залегендированный тайный агент в звании полковника… Сам Цепов в том же интервью сказал: «К «конторе» никакого отношения не шею. Не позволяет противоречивое прошлое и мерзкий характер. Там таких нe держат». А то, что говорят, по причастности к неким госструктурам, так это, мол, даже на пользу – сразу ясно, что фирма не бандитская и привлекает серьезных клиентов.
Особенно много было слухов в тот период, когда бывший клиент «Балтик-Эскорта» стал президентом страны. Тут уже Цепову приклеивали ярлыки и «главного кассира» первого лица, и «серого кардинала Кремля». Вот это, кажется, его стало раздражать, и он не однажды зло говорил, что все это бред, который не стоит даже комментировать. И даже, можно сказать, если не угрожал, то предупреждал тех, кто распускает такие слухи: «Насчет бредовых утверждений, что передаю деньги президенту, отвечу – даже судиться не буду. Найду другие адекватные способы доказать неправоту этих высказываний, не в теории, а на практике. Способы, которые не входят в противоречие ни с одной статьей закона или Уголовного кодекса».
Сам он вроде бы никогда не говорил о какой-то особой нынешней «близости» к президенту. Время от времени ее просматривали в тех или иных событиях. Например, в том, что Цепов был приглашен на инаугурацию В. Путина в этом году. Что ж, это может говорить о «близости» как к самому герою торжества, так и (скорее) к его администрации, охране – не сам же президент, в конце концов, раздает пропуск и рассылает приглашения…
На Цепова готовилось или было совершено не менее пяти покушений. Большинство из них были раскрыты и предупреждены еще на стадии подготовки. Причем это несомненно, то есть с арестами, задержаниями и даже судом: Цепов демонстративно преследовал своих врагов по закону. Например, в вину задержанной в Петербурге киллерской «братской бригаде» Олега Маковоза ставят не только убийства Константина Яковлева (Кости Могилы), нескольких бизнесменов и «авторитетов», но и подготовку к покушениям на Владимира Барсукова (Кумарина) и Романа Цепова. А совсем недавно осужден бывший директор крупного петербургского агентства недвижимости Сергей Шабалин. Он получил девять лет лишения свободы за подготовку к покушению на Цепова.
Надо заметить: успешную работу «Балтик-Эскорта» Цепов всегда объяснял не какой-то сверхтренированностью охранников, а тщательной аналитической и агентурной работой, умением руководителей фирмы договариваться с любыми кругами, в том числе и откровенно бандитскими. Он говорил, был даже такой случай, когда ему пришлось позвонить киллеру, уже сидевшему в засаде, на мобильник: сворачивайся, мол, отбой. Фирма, говорил Цепов, предотвратила около десятка уже подготовленных заказных убийств.
О серьезной аналитической работе агентства теперь говорится в таком контексте: Цепов слишком много знал, и потому, мол… Но дело не в том, что он знал, а в том, что говорил. Если последнее, удавшееся покушение связано с его «знаниями», значит, он вот именно что сказал что-то не то и не тому. А это на него похоже не было, он знал правила игры. Он знал, говорят, все правила всех игр.
В числе интересов Романа Цепова был отнюдь не только охранная деятельность. Он занимался туризмом и игорным бизнесом, строительством, недвижимостью, страхованием, перевозками грузов, даже кинопродюсированием. И вот совпадение – ровно в день его смерти «ТЭФИ» получил мини-сериал «Честь имею», где продюсерами выступили режиссер Владимир Бортко (правда, ставил фильм не он) и Роман Цепов. Мало того, по свидетельству автора сценария Андрея Константинова, Роман Цепов вообще подал ему и Бортко саму идею создания такого фильма.
Андрей Константинов в своей книге «Бандитский Петербург» писал о Цепове: «…если говорить о легендах и мифах «Бандитского Петербурга», следует признать, что Роман Цепов – это, может быть, одна из самых мифогенных личностей, о которой мало что можно сказать конкретно и о которой при этом существует колоссальное количество разных полуправдивых и «полу-на-чем-то-основанных» историй. Это человек, о котором нельзя говорить однозначно и которого невозможно так же однозначно оценивать. И это обстоятельство, по-видимому, абсолютно устраивает самого Романа Игоревича. Ибо такая манера присуща ему самому: «да» и «нет» – не говорить, «черным» и «белым» — не называть.
На базе питерского ОМОНа стоят два новеньких «Хаммера». Цепов, первым в Петербурге купивший такую машину, купил потом еще две и подарил их правоохранительным органам. Сейчас некоторые их работники говорят, что раскрыть его убийство для них – дело чести. Думаю, оно будет трудным, это дело.
Виктор Костюковский
«Русский курьер»
№ 380 2004-09-27
*