В стремлении укрепить вертикаль власти Москва отнюдь не оригинальна, а берет пример с Лукашенко. К такому выводу не без удовлетворения пришла белорусская проправительственная телепрограмма «Панорама», комментируя объявленную президентом РФ Владимиром Путиным реформу российской политической системы. Особо в Минске отмечают уверенность президента Путина, что изменение нынешних механизмов формирования российского парламента, переход на новую схему выборов глав субъектов Федерации сделает исполнительную власть в России «более цельной и крепкой». И в чем-то весьма похожей на белорусскую.

Александр Лукашенко первым создал

властную вертикаль, черты которой все

явственнее проявляются в российской

политической системе.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В некоторых моментах, считает авторитетный западный эксперт, директор программ по России и СНГ Германского совета внешней политики Александр Рар, задуманные Путиным реформы действительно напоминают то, что уже осуществил у себя в Белоруссии президент Лукашенко. «Хотя прямое копирование выпестованной Александром Лукашенко авторитарной системы в России все же невозможно, – уточнил Александр Рар в телефонном интервью «НГ».

– Что бы кто ни говорил, но население Белоруссии в своем большинстве действительно поддерживает своего батьку-президента – альтернативы у белорусов попросту не было никогда. Путин же вряд ли сможет перешагнуть разумные пределы».

В отличие от господина Рара большинство белорусских политологов увидели в планах президента Путина опасность постепенного свертывания демократии в России. В Минске считают, что, столкнувшись с нарастающей террористической угрозой при слабой эффективности органов исполнительной власти на местах, Москва попросту кинулась за белорусским «паровозом». Параллелей и даже прямых аналогий отмечается достаточно. Особо выделяется заявленное Владимиром Путиным 13 сентября намерение отказаться от прямого избрания губернаторов. В унитарной Белоруссии этот механизм (на областном уровне) действует давно: кому руководить той или иной областью, решает не население, а президент Лукашенко. Теперь тот же механизм разрабатывается для федеративной России. Конечно, с некоторой «поправкой на демократию»: высших должностных лиц субъектов Российской Федерации все-таки будут избирать. Правда, не население, а местные законодательные собрания – по представлению главы государства. Но сути это не меняет: губернаторы фактически станут назначенцами Путина.

Авторитетный белорусский аналитик, председатель совета общественного объединения «Социальные технологии» Александр Федута уверен, что «Москва берет у Минска то, что применимо в России». При этом, по его мнению, «в России вполне возможен аналогичный белорусскому контроль над местной властью – как исполнительной, так и представительной». «Во всех федеральных центрах местные законодательные собрания в итоге превратятся в подобие полностью контролируемой президентом российской Госдумы», – сказал он.

В Минске обращают внимание еще на один пассаж в сентябрьском выступлении Путина. Говоря о противодействии терроризму, российский президент не раз повторил слово «иммунитет». Аллегория понятна: если организм (то есть государство) здоров, то болячки в виде терактов не появляются. Поэтому России так важно сейчас заняться укреплением иммунитета против вылазок разного рода экстремистов. И здесь Москва повторяет белорусский опыт: мысли о том же государственном иммунитете Александр Лукашенко сформулировал еще в марте 2003 года. Правда, белорусский президент под иммунитетом подразумевал не только полную управляемость всех ветвей власти, но и «крепкую государственную идеологию». В Белоруссии этим совершенно официально занимается специальный департамент при администрации президента. В России пока еще о таком идеологическом ресурсе не слышно.

В то же время эксперт белорусского Фонда имени Сапеги Андрей Завадский в комментарии «НГ» отметил, что говорить о полном копировании Москвой минских традиций было бы «слишком смело». В целом же, считает Завадский, в России сейчас происходит переворот, курс взят на создание унитарного государства, о чем открыто говорят многие российские аналитики. «Путинские нововведения требуют изменений в Конституции РФ, например для того же изменения механизма избрания губернаторов, в действующей Конституции этот вопрос отнесен к ведению субъектов Федерации. А в Минске на изменение Конституции уже пошли», – отметил эксперт. Если в России по белорусскому образцу и подобию уже происходит отсечение от политической жизни целых структур общества – партий, общественных организаций, независимых СМИ, то и изменений в российской Конституции ждать долго не придется.

Александр Рар уверен, что Владимир Путин не станет повторять белорусского коллегу хотя бы в таком вопросе, как продление президентских полномочий. «Путин пойдет по другому пути. К 2008 году он постарается сформировать в России такую систему, которая будет ориентирована на контролируемую передачу власти, причем (естественно, через всенародные выборы) нужному человеку. Сам же Путин после этого останется в тени. В этом смысле, хочется надеяться, повторения белорусского варианта в России не будет», – считает Александр Рар.

Ольга Мазаева, Анатолий Гордиенко

Минск–Москва

Независимая Газета

# 208 (3321) 27 сентября 2004 г.

Независимая Газета

***