Евреи всего мира отмечают Йом Кипур
Сегодня евреи Израиля и всего мира отмечают Йом Кипур — День искупления или Судный день. По иудейской традиции, в этом году он начнется вечером в пятницу 24 сентября и закончится на заходе солнца в субботу 25 сентября.
Несмотря на то, что это выходной день, называть Йом Кипур праздником считается кощунством. Ведь в течение суток над каждым человеком вершится Высший суд, оцениваются все деяния, совершенные за истекший год, и определяется судьба на год грядущий.
Поэтому десять дней между еврейским Новым годом (Рош hа-шана) и Судным днем верующие проводят в покаянных молитвах, просят друг у друга и у Всевышнего прощения за содеянные грехи, поминают умерших.
В преддверии Йом-Кипура Главный раввин России Берл Лазар обратился к верующим с посланием, где разъясняется смысл этого дня, в который Всевышний требует от народа смирения души. Текст послания распространила сегодня пресс-служба Главного раввина:
«Библия прямо говорит о праздновании Йом Кипур. Указывается дата: десятый день месяца тишрея. Продолжительность: сутки («от вечера до вечера»). Категорически запрещается в этот день работа. Предписывается священное собрание и принесение особого вида жертв. Б-г требует от народа: «смиряйте души ваши».
Каждый год мы стараемся по мере сил выполнять все это. Правда, принесение жертв теперь невозможно: Храм разрушен, и жертвоприношения заменены молитвами.
Библия не поясняет, что значит «смирять души» — наши мудрецы поясняют. У этой заповеди, как и у всякой другой, есть два уровня: внутренний (духовный, невидимый) и внешний (поведенческий).
На духовном уровне человек должен с-мир-иться, то есть, раскаявшись в том плохом, что он совершил, обрести мир с Всевышним, со своими близкими, а значит и с самим собой. На поведенческом уровне человек должен отказаться в этот день от некоторых вещей, которые разрешены ему в прочие дни.
Важнейшее из ограничений — пост. Пост в иудаизме — это абсолютный отказ от еды и питья. В Йом Кипур человек в течение суток (на самом деле чуть больше) не ест и не пьет. Само собой, дети, больные — все, кому подобные ограничения опасны для здоровья, от поста освобождаются.
В этом году Йом Кипур совпадает с субботой. Ни один пост, кроме Йом Кипура, с субботой не совместим, ибо суббота праздник: в случае совпадения приоритет остается за субботой, пост переносится. Но только не Йом Кипур — единственный из еврейских постов, имеющий статус праздника, причем одного из самых значительных: «суббота покоя» или буквально «суббота суббот», как говорит о нем Библия. Поэтому мы празднуем Йом Кипур и в субботу.
Со стороны это может показаться довольно странным: каким образом пост — изнурение плоти — может быть праздником? Как вообще пост может быть праздником?
Но кто сказал, что отказ от пищи и воды — непременно изнурение тела? Так принято считать, но не все, что принято считать, верно. Вопрос в мотивации наших поступков, в их смысле: ведь одно и то же действие может быть продиктовано разными намерениями. В другие посты это телесное ограничение — знак раскаяния и скорби: душа наша страдает — вот и тело пусть пострадает немного.
Не так в Йом Кипур. Конечно, здесь есть большая тема покаяния, начатая в Рош ha-шaна (еврейский Новый год) и даже еще раньше — при подготовке к нему. Но Йом Кипур — завершающий аккорд покаянного цикла. Здесь очень сильно ощущение, что Всевышний рядом, ближе, чем всегда, что наши молитвы услышаны и грехи прощены.
Это ощущение наполняет сердце великой радостью.
Бывает, что вам не хочется есть, потому что вы устали или вам нездоровится. Но бывает и так, что молодому человеку не приходит в голову мысль о еде, потому что он влюблен, наполнен любовью, в голове у него нет места иным мыслям — ему не до еды. Пост в Йом Кипур — проявление нашей любви: о какой еде можно думать, когда Возлюбленный близок! Конечно, я говорю об идеале, но в высоких вещах именно идеал задает стандарт.
В обычные дни в синагоге проводятся три службы, в субботу — четыре, в Йом Кипур — пять, и они длиннее обычных; перерывы между ними невелики, поэтому весь день мы проводим в синагоге. Для еды, в сущности, просто не остается времени.
Переживание поста зависит от личного контекста человека. Если человек постится впервые в жизни и делает это вне синагоги, — ему действительно может быть трудно. Но если он постится в Йом Кипур всю жизнь, проводит праздник в синагоге, если он хорошо знает и понимает службу, читает слова молитв не только глазами, произносит не только устами, но и сердцем, то ограничения, накладываемые постом, не ощущаются как большое испытание, в предельном случае он может просто не замечать их.
После завершения Йом Кипур принята праздничная трапеза. Душа порадовалась — пусть вместе с ней порадуется теперь и тело. После суточного перерыва острота вкусовых ощущений повышается неимоверно».
*