К поискам бывшего капитана 3-го ранга Александра Пуманэ, задержанного в минувшие выходные за перевозку взрывчатки и пропавшего где-то по дороге милиция–больница–морг, вчера подключился комитет по безопасности Госдумы. Очевидно, что господин Пуманэ «потерялся» в результате какой-то оперативной игры, организованной спецслужбами, но правила этой игры пока разгадать никто не может.

Напомним, что отставной моряк-подводник Пуманэ был задержан в ночь на субботу. В его машине обнаружили мощную бомбу. Милиционеры проверили документы господина Пуманэ (паспорт, водительское и пенсионное удостоверение), убедились в их подлинности и установили таким образом личность задержанного. Дознаватель 83-го отделения, возбудив уголовное дело по факту перевозки взрывчатых веществ, приступил было к допросу задержанного, но вскоре им занялись приехавшие сотрудники спецподразделений ФСБ и МВД.

       «Людей с большими звездами, желающих побеседовать с задержанным, было так много, что ни в одном помещении отделения они не помещались,– рассказал Ъ один из местных милиционеров.– Поэтому задержанного пришлось спустить в наш большой подвал, там расположена комната роты, где переодеваются постовые милиционеры. В комнату роты обычно ходят через общую дежурку, а в ту ночь пришлось открывать аварийную дверь в подвал, выходящую на задний двор. Дело в том, что заминированный автомобиль Пуманэ стоял как раз перед главным входом в отделение. Дежурный офицер не имел возможности даже проверять удостоверения у спускающихся в подвал, поэтому кто из них и какими методами получал показания у задержанного, неизвестно».

       Примерно после трех часов допроса арестованный попросил вызвать врача. «Пол-отделения видели, как Пуманэ увозили на скорой,– продолжает наш собеседник.– Он вышел из подвала сам и только перед машиной сел на носилки. Никаких побоев на его лице я не заметил, да и вряд ли кто-то решился бы бить задержанного так, чтобы остались следы. Мы обратили внимание лишь на общий синюшный цвет и отечность лица, которые обычно появляются у людей во время гипертонического криза или инсульта». Около пяти утра задержанного отправили в Институт скорой помощи имени Склифосовского. Сопровождать его поехали не местные милиционеры, а двое неизвестных мужчин в «гражданке».

       Врачи отделения общей реанимации не захотели уточнять, от чего именно скончался поступивший к ним Пуманэ. «Меня сегодня и так целый день допрашивали следователи,– заявил один из докторов.– Могу лишь сказать, что в реанимацию пациента привезли уже мертвым».

       Таким образом, можно утверждать, что в 83-м отделении был именно Александр Пуманэ, а не кто-то другой. Затем он же, не изуродованный, во всяком случае легко опознаваемый, уехал в скорой. Скорее всего, в реанимацию тоже попал господин Пуманэ. А вот труп, который предъявили на опознание родственникам Александра Пуманэ через несколько дней, скорее всего, уже другого человека. Бывшая супруга подводника Наталья заявила, что ни она, ни двое друзей Александра Пуманэ не смогли опознать его труп, поскольку «тело сильно распухло и было изуродовано до неузнаваемости».

       Комментируя эту ситуацию, главный судебно-медицинский врач Москвы Владимир Жаров сказал Ъ, что «изуродованным до неузнаваемости» труп может стать лишь вследствие минно-взрывного, термического, химического или какого-то другого мощного внешнего воздействия. Категорически исключил он и вероятность «распухания» тела, поскольку все трупы всегда хранятся только в холодильниках. А возможность случайного перепутывания бирок или номеров врач и вовсе назвал полной ерундой.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что настоящий Александр Пуманэ, живой или мертвый, стал участником некой оперативной игры, организованной спецслужбами. Возможно, задержанный проговорился на допросе о неком террористическом подполье, в котором он состоял. После этого ему срочно «организовали» легкие признаки инсульта с помощью медпрепаратов, под этим предлогом повезли его якобы в Институт имени Склифосовского, а на самом деле отправили в надежное место, где продолжают допрашивать, рассчитывая выйти на его подельников. Дезинформация же о кончине задержанного была запущена для того, чтобы те не ударились в бега.

       Однако карты спецслужбам чуть было не спутала бывшая супруга Александра Пуманэ, проявившая инициативу с опознанием тела. Когда она без всяких приглашений прилетела в Москву и настояла на визите в морг, оперативникам ничего не оставалось делать, кроме как предъявить даме на опознание чужой обезображенный труп и попытаться убедить ее в том, что это ее бывший муж. Не исключен и другой вариант, к которому, кстати, склоняются милиционеры: после мощного прессинга Александр Пуманэ начал называть какие-то фамилии, которые никто не должен был слышать. В этом случае «заинтересованной» стороне, принимавшей участие в допросе, пришлось ликвидировать опасного свидетеля. Если задержанный убит, ликвидаторы намеренно организовали путаницу с трупами, чтобы замести следы.

       Вчера Госдума дала протокольное поручение своему комитету по безопасности запросить информацию в правоохранительных органах по делу бывшего подводника, которое она посчитала странным и запутанным.

СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН

Газета «КоммерсантЪ» №179(3018) от 25.09.04

"КоммерсантЪ"

***