Дело уперлось в тело. Корреспонденты "МК" побывали вместе со свидетелями на опознании
Следствие почти уверено, что сотрудники спецслужб задержали, а потом забили до смерти не Пуманэ, а совершенно другого человека…
Криминальная история с Александром Пуманэ получила поистине сенсационное продолжение. В четверг днем отставного подводника, чье тело, как считалось до сих пор, лежит в морге НИИ им. Склифосовского, вновь не смогли опознать.
На все время, пока будет проходить опознание, в морге усилена охрана и поставлены ночные посты милиции. Само тело закрыто в специальной холодильной камере подвального помещения, зайти куда возможно лишь в присутствии начальства морга или же милиционера. Каждый день в морге работают сотрудники ФСБ и прокуратуры, приезжал сюда и сам начальник ГУВД Москвы господин Пронин.
IZVESTIA.RU
А суматоха вокруг избитого до смерти террориста продолжается не зря: вероятность того, что в морге лежит действительно Пуманэ, с каждым днем уменьшается. Дело в том, что никто из родственников и знакомых настоящего Александра не опознал его. Приезжавшая на днях из города Пушкина Ленинградской области бывшая супруга Пуманэ Наталья (сейчас она воспитывает его двоих детей), внимательно осмотрев труп, заявила, что это не ее муж. И не стала подписывать протокол. Как стало известно “МК”, во время опознания кто-то из присутствующих здесь же сотрудников правоохранительных органов попытался даже надавить на женщину, чтобы та все-таки признала своего бывшего. В итоге Наталья вроде бы согласилась с вероятностью 50 на 50. Но потом настояла на своем.
— Я говорю вам, что все-таки это не он, — расплакалась Наташа. — Вот, даже шрама над бровью нет. Спортом он занимался, подтянутый был, а этот какой-то весь обрюзгший. И потом, неужели я своего родного, пусть и бывшего, мужа не узнаю?! Ведь столько лет с ним прожила…
Позже женщина призналась, что из-за последних событий все в ее маленьком городке тыкают в нее пальцем, называя женой террориста. Невесело и ее детям, которых буквально замучили. В ближайшем будущем Наталья даже собралась поменять эту фамилию и уехать из города…
Не опознали Пуманэ и приезжавшие в морг его одноклассники.
Вчера в морг приезжала гражданская жена Пуманэ (они познакомились в Москве) и тоже отказалась подписать протокол.
— Это не он! — заявила она сотрудникам милиции. — Если вы настаиваете, то покажите мне его одежду!
Но одежды Пуманэ, в которой его привезли после избиения еще живым в Склиф, увы, нет. Непонятным образом она исчезла сразу после того, как пострадавшего положили в реанимацию. Хотя именно по одежде можно было бы опознать неизвестного и получить многие необходимые улики.
Кстати, “навещал” вчера в морге тело и тот самый милиционер, который участвовал в задержании. Он опознал своего “подопечного”.
— У Саши масса особых примет. И не только на лице, но и по всему телу. Это и шрамы, и родинки… Если бывшая жена сильно сомневается в том, что ей показали Сашу, значит, это точно не он, — сказал “МК” двоюродный брат Александра Пуманэ Николай.
Кроме всего прочего брат Пуманэ уверен, что Александр еще во время службы в ВМФ прошел дактилоскопию. Правда, где находится дактилокарта Пуманэ, они не знают. В штабе Северного флота нам заявили, что в конце 90-х годов действительно был получен приказ из Минобороны РФ о проведении обязательной дактилоскопии всех военнослужащих. Однако деньги на это мероприятия Москва прислать забыла. Поэтому дактилоскопию так и не провели. Но перед своим увольнением Пуманэ успел послужить в Главном штабе ВМФ, где вполне мог пройти эту процедуру.
В то же время выяснилось, что бывшую жену Пуманэ официально в Москву для опознания никто не вызывал. Она приехала сюда по собственной инициативе, чтобы побыстрее разобраться со всей этой историей, получить тело и перевезти его в Петербург для похорон.
— Я считаю, что все, о чем пишут СМИ, не имеет отношения к Александру, — сказал Николай. — Это как будто о другом человеке. Он не был связан ни с террористами, ни со спецслужбами. Больше того, никто из родных не опознал тело, лежащее в Склифе. Мы потеряли близкого человека, и это на сегодняшний день наша самая большая беда.
— Александр имел отношение к Интерполу, как говорят о том некоторые издания?
— Никаких сведений об этом у родственников нет.
— Был ли он здоровым человеком?
— Он был очень крепким и сильным, — ответил Николай. — Как вы думаете, мог ли подводник, даже в отставке, быть больным? Александр занимался спортом все последние годы.
— По некоторым сведениям, первая жена Александра, Наталья, видела бывшего мужа 13 сентября, то есть незадолго до событий. Она что-нибудь говорила об этом?
— Нет, я с ней на эту тему не разговаривал. И после процедуры опознания тоже ее не видел.
Нам удалось связаться с отцом Александра Пуманэ.
— Мы читали о том, что сегодня моя жена должна быть на опознании в институте Склифосовского, — сказал Геннадий Николаевич. — Откуда такие сведения — непонятно. Пока мы не собираемся ехать ни в какой Склиф.
Мосгорпрокуратура утверждает, что в Москву будут вызваны другие родственники Пуманэ. Например, брат Николай. Но, по нашей информации, он до сих пор не получил официального вызова для проведения следственных действий.
* * *
Дело подводника Александра Пуманэ, задержанного в Москве 17 сентября за рулем автомобиля со взрывным устройством и умершего сразу после допроса, обрастает все новыми загадками. Вчера их начала разгадывать Госдума. Ее Комитету по безопасности поручено запросить у компетентных органов информацию об обстоятельствах задержания и смерти гражданина Пуманэ.
Если близкие и друзья категорично утверждают: это не Александр, — невольно напрашивается вывод, что в морге лежит другое тело. Но кому и зачем понадобилось подменять труп? Версий здесь несколько.
1. Александр Пуманэ был убит террористами, а его документы использовал другой человек, похожий на него внешне. К тому же неплохо знавший круг его общения, если сумел назвать хоть какие-то имена друзей Александра. Но в этом случае Пуманэ убили буквально за несколько дней (или даже часов) до того, как его двойник был задержан. Иначе родственники хватились бы Александра и подняли тревогу. А ведь есть данные, что он несколько раз звонил домой и обещал вскоре вернуться. Впрочем, звонить мог и двойник — несколько изменив голос.
2. Подводник добровольно отдал документы террористам за определенное вознаграждение или под угрозой, а сам где-то скрывается. Террористам теперь просто опасно оставлять живым свидетеля, вокруг которого поднялось так много шума и который может сдать своих “шефов”.
3. Пуманэ жив, но его спрятали сотрудники ФСБ как очень важного свидетеля, обладающего бесценной информацией. Таким образом они ввели в заблуждение террористов, а родственники и сам Пуманэ избежали, по крайней мере на время, мести со стороны боевиков.
Последнее — вполне возможно. Тем более что опыт таких операций у наших спецслужб есть. Достаточно вспомнить историю с “убийством” криминального авторитета Паши-Цветомузыки, который даже изобразил покойника, чтобы дать возможность задержать предполагаемого заказчика — Анатолия Быкова.
Тогда рано или поздно Пуманэ оживет. Правда, не факт, что мы об этом узнаем. Но и в этом случае остается важный вопрос: чье же тело предъявляют на опознание в морге? Кто этот человек, на теле которого зафиксированы многочисленные побои? Кто его убил и при каких обстоятельствах? Что, у наших спецслужб на всякий экстренный случай есть в запасе нужный труп?
Тогда Мосгорпрокуратуре придется возбуждать еще одно уголовное дело — по факту смерти неизвестного.
Анна РАЧИНСКАЯ, Альбина КОНОВАЛОВА, Олег ФОЧКИН, Сергей ЖИТНИКОВ, Олег ГОРБАТОВ.
Московский Комсомолец
от 25.09.2004
***