Терактов в Ингушетии и Беслане можно было не допустить ("Известия")
Анализ ошибок, которые привели к последним терактам, принято делать внутриведомственно. Однако не все люди в погонах предпочитают молчать. Первый заместитель командующего войсками Северокавказского округа внутренних войск генерал-лейтенант Евгений Абрашин прислал в «Известия» статью, где предельно четко объясняет, почему последние теракты на юге России стали возможны. Пожалуй, впервые в современной истории действующий генерал открыто признает: условия для безнаказанных действий террористов мы создаем сами.
В этой статье мне хочется всего лишь ответить на несколько интересующих всех вопросов: «Каким образом боевикам удалось беспрепятственно перемещаться по территории всем известных субъектов юга России? Была ли возможность не допустить чудовищных терактов и что нужно было для этого сделать?»
Лично я уверен, что возможности по срыву многих терактов, особенно совершенных организованными бандформированиями, были.
Город Грозный. Теракт на стадионе 9 мая, в результате которого погиб президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров
Проанализируем ход событий. 20 апреля на совещании в мэрии Грозного было принято решение о проведении массовых мероприятий, посвященных Дню Победы. Это решение было оформлено письменным распоряжением мэра от 22 апреля. Распоряжением предписывалось: ЖКХ города — провести ремонт стадиона, Военной комендатуре и МВД Чечни — обеспечить безопасность проводимых мероприятий. Насколько правомочным было распоряжение мэра для военной комендатуры и МВД, судить трудно. По крайней мере ремонт стадиона начался еще до майских праздников, а охрана выставлена не была. На заседании комиссии по организации праздника, где-то 4 или 5 мая, руководство ЖКХ обратилось к представителям комендатуры и МВД с просьбой выставить на стадионе наряд милиции, чтобы не допускать там по вечерам беспорядков, устраиваемых молодежью, в результате которых выводилось из строя восстановленное оборудование стадиона, разбрасывался бытовой мусор и т.д.
Пост милиции был выставлен только 7 мая. К этому времени в штабе Объединенной группировки в Ханкале уже имелась информация о том, что где-то боевиками были замурованы в бетон и подготовлены к подрыву артиллерийские снаряды. Значения этой информации, видимо, не придали. Случаи закладки фугасов в бетон или асфальт имели место и раньше.
К середине дня 8 мая в Военную комендатуру Чечни поступило распоряжение командующего Объединенной группировкой о проведении на стадионе инженерной разведки и организации его охраны. Инженерная разведка проводилась саперами военной комендатуры вечером 8 и утром 9 мая. К сожалению, дефицит времени, слабая обученность, отсутствие необходимых приборов разведки не позволили саперам обнаружить искусно установленные фугасы.
Как и все стадионы, грозненский также имеет трибуну для почетных гостей. Думаю, что расчет боевиков был прост. По логике вещей в любом случае когда-то на этой трибуне должен был появиться руководитель республики. Поэтому именно гостевая трибуна и была заминирована. Трагическим днем стало 9 мая 2004 года. Утром этого дня стадион был оцеплен войсками и милицией. За 30 минут до прибытия Ахмата Кадырова на охрану трибуны вместо сотрудников милиции заступила служба безопасности президента ЧР. Но это уже ничего не меняло. В целом все случилось намного проще, чем мы думаем. Боевики, видимо, и сами не ожидали такого подарка судьбы.
Теракт 9 мая в Грозном можно было предотвратить. Для этого после принятия решения о проведении праздника необходимо было заблаговременно разместить на стадионе подразделение ВВ МВД, усилить его сотрудниками милиции и 2-3 расчетами саперов. Восстановительные работы нужно было проводить под «дулами автоматов» и постоянным контролем саперов. Обязать сотрудников ФСБ осуществлять круглосуточный контроль за проводимыми мероприятиями. Кроме того, накануне необходимо было привлечь для проведения инженерной разведки квалифицированных специалистов, имеющих лицензию на выполнение таких работ.
Нападение боевиков на Ингушетию 21-22 июня
Информация о готовящейся акции боевиков была. МВД Ингушетии несло службу по усиленному варианту. Но усиление заключалось в организации дежурства руководящего состава в своих кабинетах и переводе незначительной части рядовых сотрудников на казарменное положение. Посты ДПС несли службу только на основных маршрутах движения транспорта и в обычном режиме. Несмотря на постоянную угрозу нападения, посты не были оборудованы в инженерном отношении и не обеспечивали безопасных условий для милиционеров. По этой причине в ночь с 21 на 22 июня посты ДПС без особых усилий были захвачены боевиками, а сотрудники ГИБДД первыми понесли большие потери. Дополнительные посты на дорогах, наряды милиции в населенных пунктах не выставлялись. Не проводились мероприятия по вскрытию местонахождения бандгруппы. В период усиления не привлекались к несению службы части Минобороны (МО): они находились в пунктах дислокации, а частей внутренних войск (ВВ) в Ингушетии в это время не было. Созданный в 2000 году в Назрани полк ВВ в 2002 году был расформирован.
Появление крупных бандформирований на территории Ингушетии отмечалось каждое лето в 2001, 2002 и 2003 годах. Происходили боестолкновения с федеральными силами. Считалось, что боевики в те годы прорывались в Ингушетию из Грузии. Хотя это не совсем правильная оценка. Возможно, какая-то часть их и прибывала из Грузии, как правило, это наемники. В основном же составе крупное формирование боевиков постоянно находилось в лесных массивах юго-западной части Чечни и на юге Ингушетии.
Несмотря на постоянные активные действия боевиков, Ингушетия не входила в зону вооруженного конфликта, а поэтому дополнительные силы на ее территорию не вводились. Административная граница с Чечней всегда оставалась прозрачной. Ее прикрытие осуществлялось силами МВД Ингушетии и эпизодически войсками из состава Объединенной группировки с территории Чечни. Возможности для свободного перемещения боевиков по территории Ингушетии были всегда. Преследуемые федеральными силами с территории Чечни они часто уходили в Ингушетию и там отсиживались. Сил и средств для их поиска и задержания на всех этапах контртеррористической операции в Ингушетии не хватало. МВД Ингушетии содействия федеральным силам в этом, как правило, не оказывало.
После выступления боевиков 21-22 июня поиск их велся крайне неактивно. Свелся он к оперативным мероприятиям в населенных пунктах, в которых боевиков в это время не могло быть. Крупномасштабная войсковая операция по уничтожению бандформирования в лесных массивах, куда скрылись боевики, из-за отсутствия сил и средств даже не планировалась. Поэтому можно говорить, что принятые меры носили половинчатый характер.
Несмотря на то, что после известных событий в Назрани был сформирован полк ВВ МВД России, сил, достаточных для подавления активности незаконных вооруженных формирований на территории Ингушетии, по-прежнему не хватает. Это, в свою очередь, предопределило возможность проведения боевиками еще более чудовищной по своим последствиям акции в Беслане 1 сентября. Как выяснилось, к этому теракту причастно то же самое бандитское формирование.
Захват школы в Беслане 1 сентября
Со всей ответственностью заявляю, что возможности по недопущению именно теракта в Беслане у нас были. Для этого прежде всего необходимо было всем силовым структурам выполнить распоряжения своих руководителей и реально до 5 сентября включительно службу нести по усиленному варианту. К сожалению, в Северной Осетии допущены те же ошибки. Переход на усиленный вариант несения службы свелся к организации круглосуточного дежурства руководящего состава в своих кабинетах и усилению охраны административных зданий. Посты ДПС также службу несли только на основных маршрутах. Дополнительных постов на въездных дорогах в город не выставлялось. Не было и дополнительных нарядов милиции в населенных пунктах.
Необходимо было организовать проверки транспортных средств и людей в труднодоступной местности, осуществлять контроль за дорожной обстановкой с использованием вертолетов, провести массовую зачистку развалин в пригородах Владикавказа и Беслана. Для несения службы на период усиления необходимо было привлечь и воинские части, чего не было сделано. Причины те же: для Минобороны это несвойственная задача, а воинских частей ВВ во Владикавказе в это время не было. (Дислоцирующиеся в городе два батальона оперативного назначения и разведывательный батальон со всей боевой техникой выполняют боевые задачи в Чечне и Ингушетии).
Информация о готовящейся акции боевиков постоянно циркулировала в силовых структурах. К потоку информации привыкли. Порой трудно было отличить, где она правдивая, а где ложная. Можно возразить, что 100-процентной гарантии по недопущению терактов быть не может. Да. Но это когда мы говорим о действиях террористов-одиночек. Допустить нападение значительной по численности бандгруппы, ее свободное передвижение на транспорте по дорогам с большим количеством оружия является непростительной ошибкой.
Работа над ошибками
Приграничные с Чечней районы необходимо было изначально включить в зону вооруженного конфликта и на их территории разместить постоянно действующие оперативные группы войск, входящие в состав Объединенной группировки. Исключением могла быть Северная Осетия, где, учитывая территориальные и национальные особенности, оперативная группа войск должна быть отдельной и свои задачи решать самостоятельно. Такие предложения возникали неоднократно, но, к сожалению, не нашли поддержки у руководителей из центра. Террористические акты с 2002 года стали основной формой действий боевиков. Несмотря на это, именно в 2002 году родилась идея о завершении контртеррористической операции. Эта идея была реализована в необоснованном и преждевременном сокращении численности Объединенной группировки на Северном Кавказе. В настоящее время объем задач войск, находящихся в Чечне, превосходит их физические возможности. Большая часть задач связана с обеспечением собственной безопасности. Активные действия по ликвидации оставшихся и вновь создаваемых бандгрупп проводятся эпизодически и должной эффективности не приносят. Поэтому в настоящее время получилось обратное, боевики после совершения терактов скрываются от преследований в Чечне.
В августе 2004 года во всех субъектах ЮФО созданы постоянно действующие группы оперативного управления силами и средствами, выделяемыми для борьбы с терроризмом (ГРОУ). Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в системе МВД всегда существовал четкий план действий при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО), включая и борьбу с терроризмом. В соответствии с ним во время ЧО в распоряжение руководителя органа внутренних дел субъекта федерации поступали в том числе воинские части ВВ. К большому сожалению, в Северной Осетии и Ингушетии воинских частей ВВ не было. Большая часть вины за это лежит на руководителях МВД, которые, имея достоверную информацию о готовящихся акциях боевиков, не потребовали возвращения в пункты дислокации из Чечни отправленных туда подразделений, а при невозможности возвращения не добились замены их на другие воинские части.
Созданные ГРОУ сами по себе без войск ничего не значат. Мое мнение: в субъектах федерации ЮФО, в которых сохраняется угроза повторения терактов вооруженными группировками боевиков, необходимо срочно создать войсковые оперативные группы. А на территории Осетии и Ингушетии целесообразно создать единую войсковую оперативную группу, для управления которой необходимо ввести должность Военного коменданта района конфликта.
Справка «Известий»
Генерал-лейтенант Абрашин Евгений Егорович, 1-й заместитель командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России. Многократно находился в командировках в Чеченской Республике: командовал группировкой внутренних войск, с 1 января по 1 сентября исполнял обязанности Военного коменданта Чеченской Республики.
• Евгений Абрашин
09:26 24.09.04
*