Лето кончилось, и большинство самарцев уже успели отгулять свой отпуск: кто на собственной даче, а кто и на Лазурном побережье. Однако далеко не всегда отпускники получают именно тот отдых, о котором они мечтали. По словам юристов, осень – традиционное время выяснения отношений между туристическими фирмами и их клиентами.

Два месяца назад Настя Юдина поступила на исторический факультет госуниверситета. Это событие стало для семьи большим праздником, и родители решили сделать Насте достаточно дорогой подарок – путешествие в Тунис. Обратились в одну из самарских туристических фирм и, заплатив 20000 рублей, купили путевку. Директор фирмы пожелала Насте счастливого пути и клятвенно заверила родителей в том, что каких либо проблем в путешествии у их дочери не возникнет. Однако юной самарчанке не удалось даже покинуть пределы России.

Настя Юдина:

«И вот, когда сдавали вещи, когда паспорта проверяют, мне говорят: «Вы с кем едете?». Я говорю: «Вот, с сестрами». Она говорит: «У вас нет доверенности от родителей! Вы несовершеннолетняя! Вы не можете полететь!..»

Татьяна Юдина – мать Насти:

«И, в общем, они улетели 7 человек, а она осталась. В «Шереметьево», одна»!

Мечта Насти о путешествии в Африку так и осталась мечтой. Теперь она лишь с грустью вспоминает шикарную программу, расписанную сотрудниками туристической фирмы. В свою очередь, Настина мама собирается судиться с туроператором, который так и не вернул в полном объеме деньги за несостоявшуюся поездку. Фирма ссылается на то, что уже расплатилась за поездку со своими контрагентами и не хочет признавать свою вину в неправильном оформлении документов. Впрочем, юристы Поволжского Объединения в защиту прав потребителей, к которым Юдины обратились за помощью, более чем уверены в позиции своих клиентов.

Ирина Баркова — юрист ПОЗПП:

«Потребитель не должен знать, кто является дилером, оператором и т.д. И поэтому он требует деньги с того, с кем был заключен договор. Это прямо указано в законе «Об основах туристической деятельности в РФ».

Не лучшим образом обстоят дела и у тех, кто решил отдохнуть в пределах родного государства. Чаще всего, претензии к туроператорам предъявляют клиенты, отдыхавшие на российских курортах – Сочи, Анапе, Геленджике. На втором месте по количеству исков – потребители речных круизов. Среди самых «экстремальных» впечатлений любителей круизов — тараканы в супе и отсутствие медицинской помощи. По возвращении эти факты оборачиваются судебными исками. На данный момент в ПОЗПП обратились уже полтора десятка недовольных туристов. Причем, юристы утверждают, что до конца осени их число существенно возрастет. Избежать неприятностей в долгожданной турпоездке достаточно сложно. Причем, как утверждают знающие люди, шанс попасть впросак примерно одинаков, как при обращении в крупную, так и в небольшую турфирму. Совет лишь один – досконально изучайте все предлагаемые вам документы, узнавайте у менеджеров мельчайшие подробности поездки и требуйте их фиксации в договоре. И не забывайте, что самый проверенный способ не попасть впросак – учесть мнение друзей и знакомых, уже обращавшихся в те или иные фирмы. При соблюдении этих условий, ваши шансы «без накладок» насладиться осенним солнцем на курортах России или за рубежом существенно возрастают.

Николай Прохоров

Телерадиокомпания СКаТ

*