Профессиональный блефмейкер. Нелицеприятный портрет Владимира Шаманова от Михаила Белого ("РК")
На небосклоне отечественной политики генерал Владимир Шаманов впервые появился в 2000 году. Плацдармом для удовлетворения стремительно закипающих генеральских амбиций стала Ульяновская область. Регион – не то, чтобы уж совсем захудалый, но и не отличающийся повышенной привлекательностью. Превосходная стартовая площадка для дилетанта.
Завоеватель народных симпатий, отечественный аналог де Голля – это не про него. Триумфальное восхождение Владимира Шаманова на политический Олимп сегодня завершилось полным провалом. Шаманову не удалось опровергнуть ставшее, пожалуй, постулатом утверждение о том, что генералам – место на полигоне…
Убедительную победу Шаманова на губернаторских выборах в Ульяновске в декабре 2000 года, отлично вписавшуюся в эру генералов у власти, нельзя назвать удивительной. В качестве тяжелой артиллерии на вооружение был поставлен обыкновенный обман. Прокатило – доверчивый электорат уверовал в “твердую руку” и “железную волю” военачальника. С блефом по жизни – неформальный девиз переквалифицировавшегося в политдеятеля генерала.
Три в одном
На встрече губернатора Шаманова с полуголодным коллективом Ульяновского механического завода один из рабочих с металлом в голосе зачитывает предвыборную программу пришедшего к власти генерала. Программа – в чистом виде бендеровская концепция Нью-Васюков, с мраморными лестницами, фешенебельным отелем “Проходная пешка” и рвущимися ввысь небоскребами.
“Порядок, перемены, надежность” – вот лозунг, который на протяжении всего предвыборного забега настойчиво внедряли в сознание ульяновцев. Электорату очень захотелось поверить в это ласкающее слух триединство. Порядка в Ульяновске не было, перемен ждали давно и с нетерпением, надежность, как терминологическая единица, и вовсе была из разряда нечто эфемерного. Шаманов попал в болевую точку – рецептура “три в одном” пошла на ура…
Рабочий продолжает читать программу. “Что это за программа?” – раздраженно обрывает его Шаманов. Зал содрогается от хохота. Эту историю сегодня не устают пересказывать местные СМИ. Губернатор в упор не узнает собственных обещаний четырехлетней давности. Обещаний и вправду было много – всего не упомнишь. Самое известное из них – достроить к 2004 году мост через Волгу. Легендарная переправа, которую возводят в Ульяновске уже второе десятилетие, стала чуть ли не основным лейтмотивом предвыборной кампании Владимира Анатольевича. Аналитики дружно заявляли: если Шаманов действительно сдержит свое обещание и построит мост, то его можно будет смело записывать в разряд Туркменбаши – по соображениям политического бессмертия. Обещанного ульяновцы ждут уже четвертый год – приближаются новые выборы, а моста все нет и нет. Впрочем, Шаманов и сам, похоже, похоронил надежды увидеть его. При таком финансировании, обронил недавно в беседе с президентом Путиным губернатор, мы его 120 лет будем строить…
Впрочем, “Порядок. Перемены. Надежность” (ППН) – не только лозунг пришедшего к власти генерала. Именно такое название носила созданная под губернаторским крылом организация, которая, по официальной версии, должна была содействовать развитию социального партнерства, привлекать население Ульяновской области к участию в реализации социально-экономической политики. На деле данная структура являлась, по сути, “кассой взаимопомощи”, созданной фактически для обслуживания губернаторского окружения. Злые языки утверждают, что деньги для ППН фактически выбивались у местных бизнесменов.
Один из руководителей ППН так и заявил, что организация была создана “чисто для откачки денег”. ППН, по всей видимости, была удобна губернатору Шаманову тем, что организация располагала “свободными деньгами”, которые, естественно, никто не мог контролировать. Своеобразный резервный фонд губернатора.
Ледовый каприз
У губернатора Шаманова – широкий размах. Как говорится, гулять — так гулять, а если уж строить – так строить! Самый известный и наиболее помпезный проект областного начальника – возведение ледового дворца. Губернаторская идея-фикс подавалась населению под привычным соусом – все для народа! Официальные СМИ бодро ретранслировали губернаторские мысли – получалось, что дворец должен был чуть ли не в одночасье решить проблему наркомании. Неблагополучные подростки разом побросают шприцы, схватят клюшки – и бегом в ледовый дворец. Ледовый дворец сегодня – это практически аналог дворовой хоккейной площадки. Его столь масштабно развернутое строительство, похоже, постепенно сворачивается. Причем делается это опять весьма интересно: чиновники ссылаются на то, что ульяновцы в большинстве своем негативно относятся к доблестному начинанию губернатора. Впрочем, данный проект, стартовавший под бдительным руководством Шаманова, фактически был обречен на провал. Наблюдатели сходятся во мнении, что затеянная стройка – универсальное средство, можно и пиар сделать, и деньги отмыть. Стоит заметить, что областная администрация не озвучивала никаких конкретных цифр, потому население вряд ли догадывалось, во сколько обойдется это удовольствие…
Судя по всему, Шаманов блефовал и на этот раз. Какой разумный менеджер решится на масштабное строительство, не имея в бюджете соответствующих финансовых средств? Ульяновского губернатора это обстоятельство, похоже, нисколько не смущало. Он публично стучал кулаком по столу, грозился повесить на балке своего заместителя, курирующего “стройку века”, в том случае, если дворец не появится в установленные сроки. Сроки, правда, постоянно смещались, деньги закапывались ударными темпами, а дворец и не думал появляться.
Сегодня, когда идею возведения дворца, вероятно, окончательно похоронили, губернатор Шаманов отстранился от проекта. Он уже не рассказывает байки про молодежь, которая должна дружно полюбить хоккей. Затяжную сагу о странном увлечении Владимира Анатольевича сегодня, пожалуй, можно считать завершенной…
В тылу противника
Однажды Шаманов проговорился, вернее — сказал то, что думал. В программе Светланы Сорокиной “Основной инстинкт”, генерал, отвечая на вопрос, не жалеет ли он, что пошел в губернаторы, заявил буквально следующее: “..Я по своей первой профессии – десантник, где изначально меня учили воевать в тылу противника. И чем больше, и тяжелее ситуация, тем ожесточеннее я готов воевать…”
Вот она – легендарная шамановщина, проявляющаяся на инстинктивном уровне тяга к войне. Губернатор, поменявший привычный генеральский мундир на строгий официальный костюм, сумел развязать войну и в Ульяновске. Правда, пока он предпочитает тягаться только с журналистами – в суды регулярно поступают иски на ту или иную газету от обиженного регионального топ-менеджера.
Голубая мечта Владимира Анатольевича – возвести надежную информационную вертикаль. Он уже и продумал все до мелочей: сначала упразднил местное Управление по делам печати, взамен создал Департамент информационной политики, в ведение которого были переданы все районные газеты. Провернутая операция получила условное название “оптимизации бюджетной сферы”, а созданный при администрации области Департамент острые на язык журналисты окрестили министерством правды.
Бурная реакция нисколько не смутила губернатора. “Администрация продолжает курс на оптимизацию бюджетной сферы, — заявил Шаманов.. – Он касается и средств массовой информации. Создание вот такой структуры предполагало, во-первых, более эффективное использование средств областного бюджета. Во-вторых, необходимость выстраивания вертикали информационного поля”. И это уже диагноз. “Задача – создать единое информационное поле, которое бы отстаивало позицию всех ветвей власти”, — совершенно серьезно говорит губернатор. И снова – блеф, заветная вертикаль, которую Шаманов стремится построить в рекордные сроки, нужна лично ему.
Уж слишком часто областной начальник оказывается в центре скандальных историй – то баня у него сгорит при загадочных обстоятельствах, то сам поколотит кого-нибудь на даче. По политическим мотивам, естественно. А вертикаль чем хороша? Она не позволит, чтобы всякие “пособники террористов”, как именуют “неправильных” ульяновских журналистов в областной администрации, выносили сор из избы.
Впрочем, пишущая братия уже привыкла к капризам областного шефа. Губернатор, у которого вместо моста – торчащие сваи, а вместо дворца – дворовая площадка, заслуживает сочувствия.
Над пропастью во лжи
Не столь давно ульяновцы были свидетелями театрализованного представления, главным постановщиком которого выступил сам губернатор. В апреле Владимир Шаманов собрал актив, долго отчитывал чиновников, после чего публично заявил, что отправляет администрацию области в отставку. Известие, несомненно, имело эффект разорвавшейся бомбы – мало кто ожидал, что Шаманов решится на демонтаж региональной системы. Вероятно, молниеносная революция должна была придать региональному топ-менеджеру дополнительную харизму и политическую волю. Но задуманное вновь обернулось бесстыжим блеф-трюком – через месяц выставленная за дверь команда практически в полном составе вернулась в администрацию.
Несмотря на то, что “отставка” на деле оказалась примитивным фарсом, губернаторские политтехнологи попытались трансформировать состоявшееся представление в чрезвычайно важное событие. “В решении насущных для ульяновцев проблем возобладал принцип растопыренных пальцев, а не делового взаимодействия”, — реанимировав боевую выправку и командный голос, гнул свое Шаманов.
Пиар ульяновского губернатора представляет собой гремучую смесь – элементарная неграмотность плюс бездарность. Из многочисленных политических неудач Шаманова политтехнологи пытаются выудить хотя бы толику позитива. Пока получается плохо. Типичная зарисовка: губернатор вместе с пацанами в городском парке сгребает граблями опавшие листья в совок. Губернатор и дворник в одном флаконе – чем не находка?
В хронологию блефа замечательно вписывается широко разрекламированная Народная программа развития Ульяновской области. По замыслу, эту программу должны сверстать при помощи самих ульяновцев. В общем, очередной прожект без ясного будущего…
Администрация области сегодня – это театр одного актера, всем заправляет губернатор. Возрожденные аналоги партхозактива всегда проходят под градусом – в том смысле, что и губернатор скучать не дает, и пиво в буфете бесплатно разливают. Пресс-конференции с участием Владимира Анатольевича отлично заменяют два концерта Михаила Задорнова. Достаточно вспомнить лишь, легендарную прошлогоднюю встречу Шаманова с тогдашним главой Госстроя Николаем Кошманом. Владимир Анатольевич не на шутку повздорил с Николаем Павловичем. Кошман явно перелил масла в огонь – критиковать надо в меру. Шаманов за словом в карман не полез: “Ну, хватит, Николай Павлович! Вы все это уже в четвертый раз говорите! Мы тоже тут не пальцем деланные!”…
“Моя фамилия Шаманов, а не Шоуменов”, — твердил четыре года назад губернатор. Он и вправду хотел стать политическим тяжеловесом своего Отечества. Овладев необходимой атрибутикой, он не учел, пожалуй, одного: карьера, выстроенная на блефе, не может быть долговечной…
«Русский курьер»
№ 379 24-09-2004
*