Фальшивая жизнь. Каждый год от поддельной водки умирают 37 тысяч человек ("РГ")
С начала этого года за производство фальшивых товаров закрыто 280 предприятий, в том числе шесть заводов. Уголовные и административные дела исчисляются тысячами, но контрафактный бизнес в России процветает. По мнению руководства МВД России, его обороты составляют десятки миллиардов долларов.
— В схему такого бизнеса входят не только производители и реализаторы продукции, — заявил вчера заместитель начальника Главного управления обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД России Леонид Веденов. — Неотъемлемой ее частью являются и коррумпированные органы исполнительной власти, представители местных администраций. Вынужден признать, как это ни печально, помогают преступникам и недобросовестные сотрудники правоохранительных органов. Без серьезного покровительства контрафактный бизнес просто не мог бы существовать в таких масштабах. Многочисленные эксперты подсчитали, что удельный вес фальсифицированной и контрафактной продукции в прошлом году составил в России от 50 до 90 процентов. Если верить этим данным, как минимум половина товаров, которые мы видим на прилавках, незаконного происхождения. Впрочем, даже если эксперты и немного погорячились в своих оценках, объемы нелегальных производств все равно почти сопоставимы с законными. Причем подделывают не только набившую оскомину аудио-, видеопродукцию. Умельцы умудряются делать фальшивую колбасу, консервы, кофе, чай, масло, игрушки, одежду, мебель, косметику, лекарства. Словом, полную потребительскую корзину. Отдельное место занимает «левый» алкоголь. — По данным Госкомстата, в прошлом году от отравления алкогольными суррогатами в нашей стране умерли 37 135 человек, — сообщил Леонид Веденов. — В 2002 году эта цифра была чуть меньше — 36 299 погибших. Если честно, подобные цифры беспокоят нас гораздо больше, чем контрафактные диски. Нелегальная аудио-, видеопродукция приносит огромный ущерб бюджету, поскольку с нее не платятся налоги. Но призывать людей покупать только «лицензию» глупо. Доходы населения слишком низкие, а продавцы легальных дисков заламывают непомерные цены. К тому же нужные лицензионные программы не всегда поступают в Россию в принципе. А вот фальшивые продукты и спиртное могут нанести серьезный вред здоровью людей. По словам Веденова, больше всего рискуют купить фальшивку посетители розничных рынков. Торговцы с лотков, как правило, гораздо меньше обеспокоены качеством продукта, чем владельцы крупных торговых центров, которым есть чем рисковать. При этом доходы от реализации контрафакта делятся между реализатором и людьми, сдающими место для торговли в аренду. Для большей безопасности нанимается целое охранное подразделение, которое всячески мешает проверкам. — Охрана тут же обступает оперативников со словами «а может вы не настоящие милиционеры», — пояснил Веденов. — Пятиминутное пререкание — и все продавцы фальшивок уже успевают прикрыть торговые точки. Ревизию проводить становится бессмысленно. Недавно мы столкнулись с этим на Савеловском рынке — охрана вырывала у оперативников камеры, терла кассеты. Позже секьюрити избили на этом рынке обычных посетителей, которых по ошибке приняли за проверяющих. Сейчас мы расследуем этот эпизод. Пока же милиция борется с дельцами рынка контрафакта и всевозможными «крышами», ситуация на потребительском рынке продолжает оставаться аховой. Согласно оценкам российских и международных экспертов, доля пиратской аудиопродукции на нашем рынке составляет 80-86 процентов, видео — 83 процента, программного обеспечения — 87 процентов, девять из десяти DVD-дисков являются контрафактом. Среди промышленных и продовольственных товаров фальшивок насчитывается 40-70 процентов, а каждый десятый лекарственный препарат — тоже подделка. Впрочем, по словам милиционеров, год назад эти цифры были еще больше — примерно на 8-10 процентов. «Российская газета» № 209 (3586), 24.09.04
*