В российских аэропортах могут ввести обязательное психологическое тестирование пассажиров
Государственной комиссии по установлению причин катастроф самолетов Ту-134 и Ту-154 под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитин представила рекомендации для повышения уровня авиационной безопасности, сообщили в пресс-службе Минтранса. Минтрансу и МВД России рекомендовано в кратчайшие сроки ввести обязательное проведение психологического тестирования пассажиров («профайлинга») и их личного досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ.
Входы в здания аэровокзалов аэропортов рекомендуется оборудовать пунктами досмотра, оснащенными досмотровой техникой для осуществления контроля пассажиров, провожающих лиц и посетителей аэровокзалов, багажа и вещей, находящихся при них, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».
Комиссия рекомендовала «подготовить предложения по внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты РФ, предусматривающие ужесточение требований к защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и установление порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность гражданской авиации, в целях предотвращения терактов на воздушном транспорте».
Рекомендовано также подготовить проект федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», предусмотрев в нем необходимые источники финансового обеспечения системы авиабезопасности. Наряду с этим необходимо законодательно ужесточить меры административной и уголовной ответственности за нарушение требований обеспечения авиационной безопасности.
По мнению комиссии, необходимо разработать Концепцию транспортной безопасности с учетом требований стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и зарубежного опыта в области авиационной безопасности.
До конца года необходимо также завершить процедуры ратификации РФ Международной конвенции 1991 года «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения».
Необходимо также выработать требования по обеспечению авиабезопасности в аэропортах и авиакомпаниях, в том числе специальных требований к сотрудникам служб авиабезопасности и сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в досмотре авиапассажиров.
В области организационно-технического обеспечения деятельности Минтрансу России предлагается «подготовить и представить в правительство РФ предложения по государственной поддержке российских аэропортов, прежде всего, по обновлению парка технических средств досмотра, в том числе, за счет федерального бюджета».
Помимо вышеперечисленных, комиссией предложен еще ряд мер по повышению авиационной безопасности.
В «Аэрофлоте» считают, что психологическое тестирование необходимо для обеспечения безопасности
Заместитель генерального директора компании «Аэрофлот» Лев Кошляков рекомендацию Государственной комиссии по установлению причин катастроф самолетов ТУ-134 и Ту-154 о введении обязательного психологического тестирования пассажиров («профайлинга») назвал «движением в правильном направлении».
Как заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы», основные усилия в борьбе с терроризмом надо сосредоточить на аналитической и превентивной работе. По словам Лев Кошлякова, «Аэрофлот» уже использует профайлинг «в довольно узком спектре работы по выявлению нелегальных мигрантов».
«У нас есть такие специалисты, и еще до рекомендации комиссии мы уже приняли решение расширить эту деятельность, — сказал он. — Речь идет о подготовке дополнительного числа специалистов и, наверное, о применении их на тех рейсах, где существует повышенный риск террористической угрозы».
«Как правило, психологическое тестирование проводится в процессе регистрации пассажиров, в ходе опроса, который производится в выборочном порядке, выявляется ряд признаков (документальных, психофизиологических), по которым из общего потока выделяются пассажиры, требующие повышенного внимания», — пояснил он.
По словам Кошлякова, такая процедура «достаточно отработана и не вызывает больших технических трудностей, за исключением временного увеличения процедуры оформления».
В то же время, член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа Яна Дубейковская убеждена, что профайлинг неэффективен в борьбе с терроризмом.
«Поголовное психологическое тестирование всех пассажиров — совершенно абсурдная идея», — считает член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа Яна Дубейковская.
Как заявила она в эфире радиостанции «Эхо Москвы», профайлинг будет лишь повышать уровень тревожности пассажиров. Усиленные меры безопасности вызывают двойственное чувство: свидетельствуют о проявлении заботы и в той же степени нагнетают тревожность, пояснила эксперт.
По мнению Яны Дубейковской, профайлинг, отнимающий много сил и времени, не является эффективной мерой борьбы с терроризмом.
Более эффективным средством может быть «психологический личностный поверхностный контроль пассажиров, — убеждена она. — «Визуальное наблюдение — это научный метод, в том числе и психологический. Можно проводить курсы и тренинги для тех психологов, которые могли бы работать в аэропортах».
«Люди, находящиеся в полутрансовом состоянии (чем отличаются террористы), выделяются своим поведением, и не нужно устраивать тестирование, чтобы это заметить», — заметила Яна Дубейковская.
*