Десятая годовщина со дня смерти актрисы Моаны Поцци 15 сентября была ознаменована изданием биографии, премьерой спектакля о ее жизни, открытием сайта и множеством публикаций в прессе. Это были мероприятия, приличествующие статусу ушедшего, но не забытого символа, в котором воплотилась эпоха и чья безвременная кончина в возрасте 33 лет потрясла всю страну. Кое-кто в Италии сравнивает харизму Поцци с харизмой Мерилин Монро, которая тоже умерла молодой, в 36 лет, сообщает The International Herald Tribune.

Но остается загадкой одержимость Италии актрисой, роли которой запомнились скорее стонами и вздохами, чем сюжетными ходами.

Поцци была — и остается — самой почитаемой в Италии порнозвездой. Удивительно красивая с острым, как бритва, умом, Поцци создала характер, который через несколько лет стал популярным и среди перегруженных гормонами юнцов, и среди их почтенных бабушек.

«Она не была вульгарной», — сказала 60-летняя Анжела Брандуини о своем отношении к звезде таких фильмов, как «Транссексуальные пороки Моаны» и «Европлоть — сексуальное безумие», которых Брандуини не видела.

И впрямь, хотя Поцци выступала в эротических кабаре и снималась в модных порнофильмах, параллельно она участвовала в серьезных ток-шоу, где разглагольствовала о сексуальной свободе, правах гомосексуалистов или осуждала мафию. Она была достаточно известной для того, чтобы знаменитая итальянская актриса Сабина Гуццанти сделала пародию на нее в еженедельном комедийном шоу, высмеивая желание Поцци поучать итальянцев, которые всего десятилетие назад легализовали аборты и разводы, как вести себя в постели. Пародия получилась настолько похожей, что Поцци ее возненавидела.

Когда Моана, названная в честь одного из Гавайских островов, умерла во Франции 10 лет назад, почти все крупные итальянские газеты сообщили об этом на первых страницах. В проповеди, произнесенной несколько дней спустя, кардинал Микеле Джордано, архиепископ Неаполя, восхищавшийся Поцци за ее веру в Бога (по сообщениям, она умерла с розовыми четками в руках), положил начало общественной канонизации порнозвезды как современной Марии Магдалины.

«Это просто миф, миф о спасении блудницы», — заявил Марко Джусти, автор книги о Поцци, вышедшей в свет в сентябре в издательстве Mondadori. Образ, по его словам, недостоверен. «Она всегда говорила, что ни о чем не жалеет». В основу своей книги Джусти кладет обаяние Поцци, которое берет начало в воплощении «золотого века» — Италии 1980-х годов, эпохи, которая закончилась расследованием коррупции, перевернувшим итальянскую политику в начале 1990-х.

То, что она стала воплощением эпохи, связывают с ее романами со знаменитостями той поры: актерами, дизайнерами, футболистами, интеллектуалами, и предполагаемым романом с бывшим премьер-министром Бенито Кракси, умершим в изгнании в Тунисе, куда он бежал, скрываясь от обвинений в коррупции в 1994 году.

Как и в случае Монро, актрисы, которой Поцци восхищалась, которой подражала в фотографии для обложки еженедельника Panorama, очарование порнозвезды отчасти связано со слиянием секса и смерти.

«Она честно проживала эти мистерии, как классические герои», — заявил Мауро Бьюцци, президент Ассоциации Моаны Поцци, которая недавно открыла сайт порнозвезды.

Бьюцци, являющийся также секретарем Партии любви, политического движения, которое спонсировало неудачную попытку Поцци стать мэром Рима в 1993 году, заявил, что порнозвезда была к тому же и примадонной.

Она была клоном голливудской дивы, заявил Бьюцци, «одновременно китчем и барокко». Он добавил, что она была безусловной итальянкой, потому и стала национальным символом. Действительно, за исключением нескольких фильмов, снятых американской порнозвездой и режиссером Жерардом Дамиано, карьера Поцци связана исключительно с Италией.

Те, кто знал Поцци, согласны в том, что она решительно создавала свой образ. Недовольная эпизодическими ролями в бесцветных комедиях, она увидела выход из безвестности в порно, нашла в нем возможность выстроить образ женщины одновременно чувственной и умной. Она была к тому же практичной и создала собственную секс-индустрию, включавшую в себя распространение видео, сексуальные телефонные линии и прочее.

Фотограф Пиджи Чипелли вспоминает о своих тщетных попытках заставить Поцци изменить выражение лица во время съемок. «Она создала образ и хотела представлять только его», — сказал он.

«Она строила его день за днем», — развил мысль Джусти. А поскольку она «идеально владела итальянским» и «никогда не говорила банальностей», она сумела слить воедино свой образ в порно и роль в ток-шоу, «признанную интеллектуалами».

Смерть Поцци в Лионе была достаточно загадочной, чтобы породить несколько теорий о заговоре. Наряду со слухами, что актриса умерла от СПИДа, появлялись сообщения, что Поцци инсценировала собственную смерть, чтобы уйти от общественной жизни.

На прошлой неделе журналист Брунетто Фантоцци, работавший с Поцци, призвал суд в Риме развеять сомнения по поводу смерти Поцци.

«Не прекращаются слухи о том, что порнозвезда решила сжечь мосты, порвать с прошлым, инсценировав смерть, внезапную и загадочную», — цитирует Фантоцци газета Il Messaggero.

Фантоцци ставит ряд вопросов по поводу смерти Поцци, включая решение держать факт смерти в тайне в течение 48 часов и сообщить о нем лишь после кремации, «что сделало невозможной идентификацию».

Но Бьюцци говорит, что это вздор. «Она уехала из Италии умирать, потому что хотела в тиши подготовиться к смерти». Бьюцци был ее душеприказчиком, и он подтвердил, что она умерла от рака печени. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

NEWSru.com

*