Россия обречена на роль "больного человека" Европы ("The Times")
Сегодня большинство европейцев воспринимают стабильное улучшение здоровья населения в своих странах как должное, почти как закон природы. К сожалению, крупнейшая страна Европы — Российская Федерация, государство с населением почти в 145 миллионов человек — является печальным исключением из этого правила.
В России разразился сильнейший кризис здоровья нации — удивительно, что такая проблема может возникнуть в развитом урбанизированном обществе с высоким уровнем образования. Чтобы понять масштабы этого кризиса, достаточно привести один статистический показатель: средняя продолжительность жизни в стране сегодня меньше, чем 40 лет назад — во времена Хрущева.
Глубину кризиса со здоровьем россиян нагляднее всего иллюстрирует тенденция к росту смертности. С 1965 по 2002 г. — с поправкой на изменения в возрастной структуре населения — уровень смертности среди мужчин увеличился на 43% — это ужасающая цифра. Для женщин этот показатель не столь драматичен, однако и здесь рост составил 16%, и это тоже указывает на крайне негативную тенденцию развития. Для сравнения, в Великобритании средний уровень смертности среди мужчин с 1965 по 1999 г. сократился на 33%, а среди женщин — на 36%.
Россия полным ходом движется к резкому сокращению численности населения. За посткоммунистический период в стране умерло на 10 миллионов больше людей, чем родилось. В течение ближайших десяти лет население России по-прежнему будет сокращаться как минимум на 0,3% в год — а, вполне возможно, эти темпы будут значительно выше. Увеличение смертности затронуло прежде всего население трудоспособного возраста — именно тех людей, что должны служить движущей силой экономического роста.
Почему сегодня демографические тенденции в России выглядят столь неблагоприятно? На этот вопрос позволяют ответить статистические данные о причинах смертности. В России наблюдается взрывной рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также от искусственных причин: несчастных случаев — утопления, отравления — убийств и самоубийств. С 1965 по 2001 г., как раз в тот период, когда в Западной Европе смертность от сердечно-сосудистых болезней падала, в России средние показатели в этой области повысились на 65% у мужчин и на 25% у женщин. Что же касается смертности, не связанной с естественными причинами, то ее уровень вырос в два с лишним раза, как у мужчин, так и у женщин.
Глубинные причины кризиса со здоровьем нации определить труднее. Можно назвать ряд вероятных факторов: плохое питание, отсутствие физических упражнений, курение и стресс, обусловленный социальными причинами. Легендарную известность обрела и роковая страсть россиян к бутылке водки — это тоже существенный фактор роста смертности. Нельзя обойти вниманием и плачевное состояние системы здравоохранения: старая советская система лечебных учреждений распалась, а адекватной замены ей создано не было.
На данном этапе будет большим достижением, если взрослые россияне смогут хотя бы сравниться по здоровью со своими родителями. Но даже если мужчины-россияне сравняются по этим показателям со своими отцами — другими словами, с уровнем 1970 г., средняя продолжительность жизни у мужчин в стране все равно составит только 63 года — даже в Индии эта цифра выше.
При этом мы не учитываем сгущающиеся тучи эпидемии инфекционных заболеваний в России, в особенности лекарственно-резистентного туберкулеза и ВИЧ-СПИДа. По оценкам Программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), на 2003 г. число ВИЧ-инфицированных в России составило около 860000 (а, возможно, эта цифра достигает 1,4 миллиона). Основной причиной заражения является употребление наркотиков, но существенно растут и масштабы передачи ВИЧ половым путем.
Если эти оценки хотя бы относительно достоверны, то в ближайшие годы общенациональные показатели смертности будут выглядеть еще хуже. Самое удивительное, что Москва почти ничего не предпринимает для борьбы с эпидемией СПИда, несмотря на серьезное лоббирование со стороны международного сообщества и предложения о финансовой помощи. К примеру, в подразделении российского министерства здравоохранения по борьбе с заболеваниями, передающимися половым путем, работает всего три специалиста по ВИЧ/СПИДу.
Число пациентов, проходящих антиретровирусное лечение, по-прежнему минимально: всего несколько тысяч человек в год.
Даже успешный пример борьбы со СПИДом — кампания по «сокращению ущерба», осуществляемая с иностранной помощью в сибирском городе Иркутске и его окрестностях — показывает всю ограниченность принимаемых в России мер. Иркутская программа предусматривает раздачу примерно 200000 чистых шприцов в год, тогда как в 1993 г., в кульминационный момент борьбы с ВИЧ/СПИДом в Швейцарии, в ходе аналогичной кампании в Цюрихе, где «группа риска» значительно меньше, распределялось 4 миллиона чистых игл в год.
Продолжающийся кризис здоровья нации в России — не просто гуманитарная катастрофа. Проблемы со здоровьем к тому же «сковывают по рукам и ногам» российскую экономику, препятствуя росту производства и развитию. Президент Путин поставил задачу удвоить ВВП России за десять лет. В последние годы в России, несомненно, наблюдается экономический рост, однако он в основном связан с развитием нескольких отраслей — нефтегазового сектора. Как может страна, где трудовые ресурсы сокращаются и утрачивают дееспособность, надеяться на создание оживленной современной экономики?
В сегодняшнем мире ситуация со здоровьем нации представляет собой важнейший элемент экономического потенциала страны. В сегодняшней России средняя продолжительность жизни на 12 лет ниже, чем в Западной Европе; объем производства на душу населения — даже со значительными поправками на покупательную способность — составляет чуть более трети от западноевропейского уровня. Одним словом, Россия вряд ли сможет догнать ЕС по уровню доходов населения, если не преодолеет зияющую пропасть, отделяющую ее от остальных стран Европы с точки зрения здоровья нации.
Николас Эберштадт — зав. отделом политэкономии в Американском институте предпринимательства. Ханс Грот — научный сотрудник, участвовавший в проекту по «сокращению ущерба» от эпидемии ВИЧ/СПИДа в России.
Николас Эберштадт (Nicholas Eberstadt) и Ханс Грот (Hans Groth)
The Times 23 сентября 2004
ИноСМИ.Ru
23 сентября 2004, 13:09
*