Вчера Всемирный банк представил свой доклад по оценке бедности в России. Картина вырисовывается нерадостная. По оценкам Всемирного банка, беден каждый пятый россиянин. Правда, «крайней бедности, грозящей голоданием, в России нет», отмечает автор доклада Радван Шабан. Наверно, по сравнению с Индией, где нищие просто лежат вповалку на улицах, дела в России обстоят неплохо. Однако в силу особенностей российского климата перед тем, как умереть от голода, у нас человек попросту замерзнет.

Впрочем, Россия может похвастать и некоторыми достижениями в борьбе с нищетой. С 1999 года, пика бедности, по 2002-й России удалось сократить бедность более чем вдвое — с 41,5 до 19,6%. Безработица за это время сократилась с 13,2 до 8,2% трудоспособного населения, а средняя зарплата выросла на 15%. Однако продолжать сокращение бедности такими темпами будет сложнее.

По мнению ВБ, задача сокращения бедности в два раза к 2007 году, поставленная президентом Путиным, реальна, но решить ее будет очень сложно. Система социальной помощи, действующая в России, неэффективна, а расчеты на высокие цены на нефть ненадежны. К тому же некоторые экономические и социальные реформы, в частности вступление страны во Всемирную торговую организацию или реформа ЖКХ, в краткосрочной перспективе могут привести к ухудшению жизни населения.

У бедности, как выяснили авторы доклада, лицо трудоспособного жителя села или маленького города, у этого жителя обязательно есть дети. Причем необязательно это безработный. В докладе отмечается очень высокая доля проживающих ниже официальной черты бедности среди работников образования, культуры и здравоохранения. Именно на эти категории приходится большинство бедных. К тому же многое зависит от места жительства. Есть регионы, где практически все живут за чертой бедности. Хотя большинство бедных, как это ни парадоксально, проживают в «средних» регионах. Г-н Шабан объясняет это тем, что плотность населения на самых депрессивных территориях страны, например на Чукотке, значительно ниже, чем в центре России.

Всемирный банк предлагает несколько простых рецептов. В первую очередь государство должно способствовать дальнейшему росту заработной платы. Чтобы достичь двукратного сокращения бедности, сказано в докладе, необходим как минимум пятипроцентный рост потребления на душу населения в год. Если рост составит 3% годовых, то уровень бедных сократится лишь на треть. К тому же необходимо реформировать систему социальной помощи. На взгляд Всемирного банка, следует сместить акцент в сторону адресной помощи самым бедным слоям населения. По оценкам банка, за исключением детских пособий, средний размер пособия, получаемого относительно благополучным населением, превышает средний размер пособия бедняка.

Эту мысль развил, причем в совершенно неожиданном ключе, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. На его взгляд, неэффективность системы социальной защиты связана с тем, что она ориентирована не на бедных, а на пенсионеров и инвалидов. Правда, свое спартанское видение проблемы, при котором безработный, но здоровый больше нуждается в государственной опеке, чем безработный с тяжелыми заболеваниями, г-н Дмитриев развивать не стал. Он перешел к критике другой идеи Всемирного банка — помощи депрессивным регионам. На его взгляд, надо содействовать привлечению в регион инвестиций. А если это невозможно, перевозить людей в другие регионы. В этом его поддержали и другие представители научной общественности. Не соответствует эта благая идея российским реалиям. По словам директора Института социальных проблем РАН Лидии Овчаровой, чем больше регион получает денег, тем быстрее там растет социальное неравенство. Как тут не вспомнить русского классика с его знаменитым «воруют!».

Вера СИТНИНА

«Время новостей»

№ 173 23 сентября 2004 г.

"Время новостей"

***