Дармовые трехрублевые завтраки вернулись в казанские школы. Прокуратура «зарезала» прошлогодний эксперимент гуо, когда на государственные дотации (три рубля на каждого учащегося) стали кормить не всех подряд, а лишь самых бедных школьников, зато более полноценными и дорогими обедами по 9 рублей.

Вообще-то систему бесплатной кормежки детей из бедных семей трудно назвать экспериментальной. До 2001 года именно такая схема и действовала в школах — в каждой выбирали 30 процентов самых нуждающихся и кормили их бесплатно. Порой нуждающихся в отдельно взятой школе набиралось больше, чем 30 процентов, и тогда, чтобы не было обид, в школах чередовали бесплатников: один месяц государственные завтраки кушает Вася, другой — Петя.

В 2001-м, в соответствии с федеральным законом «О компенсационных выплатах на питание…» в республике ввели трехрублевую уравниловку. Суть которой в том, что каждый школьник, независимо от возможностей своих родителей, должен быть накормлен один раз в день за счет государства. Хотя чем можно накормить на 3 рубля, было непонятно уже тогда, три года назад. В большинстве школ приспособились давать детям булочки, коржики и другие хлебобулочные изделия с чаем. В некоторых школах твердо решили не портить детские желудки булками да кексами и организовали трехразовое питание… по понедельникам, средам и пятницам, но по 6 рублей.

Окончательно убедившись в том, что на 3 рубля ничем путным накормить ребенка невозможно (а проверяющие требуют, чтобы школьное питание было насыщено белками, жирами, углеводами и витаминами!), в середине прошлого учебного года Казанское гуо вернуло в школы адресную систему бесплатной кормежки. При этом постановили отказаться от прежнего формального подхода — чтобы не справки решали, кому кушать за государственный счет, а родительские комитеты и педсоветы… Директора школ возврат одобрили: ведь для некоторых школьников бесплатный школьный завтрак — единственная возможность покушать за целый день, в то же время другие дети, которым незнакомо чувство голода, бесплатными булочками просто кидались. А вот среди родителей прокатилась волна возмущения: «Почему алкаши, которые не кормят своих детей, должны кормить их за наш счет? Мы работаем, налоги платим, с какой стати у нас отняли государственный коржик?».

Поскольку лишение большинства школьников трехрублевых дотаций в пользу меньшинства — это нарушение федерального законодательства, прокуратура отменила адресную систему кормежки в казанских школах.

Тем не менее в гуо намерены изжить практику питания школьников коржиками. Если родители каждого школяра доплатят хотя бы по 5 рублей, то на 8 рэ можно уже сообразить более-менее полноценный завтрак или обед. Ведь сейчас даже у младших школьников по шесть уроков, к тому же многие дети не успевают позавтракать дома, и поесть в школе им просто необходимо. Задача директоров — «выбить» у всех родителей деньги на горячие обеды.

Однако даже если родители готовы платить за школьные завтраки-обеды, еще не факт, что дети их получат. Вчера в редакцию пожаловались родители из 85-й школы: «Детей в школе не кормят, уволилась повар».

— Горячим питанием у нас сейчас не охвачены 6-е, 7-е и 8-е классы, потому что одна повар действительно уволилась, а другая с нагрузкой не справляется, — подтвердила директор 85-й Ильгиза Ганиева. — А как было повару не уволиться, если она получала вместе со всеми надбавками 1300 рублей?!. Пошла работать на стройку… Кухонные работницы получают еще меньше — тысячу. А работа-то на кухне какая тяжелая — груды посуды надо перемыть, мешки с картошкой таскать вместо грузчиков. Сейчас одна из кухонных работниц у нас на больничном, так вторая просто падает от усталости. На школьных кухнях работают либо пенсионерки, либо те, у кого дети здесь учатся, чтоб под присмотром были… Вот вы сейчас напишете, что у нас в школе не кормят, придет очередная проверка, а разве это наша вина, что у поваров такие зарплаты? Как я могла удержать повариху, если ей своего ребенка надо поднимать?

Ольга МАЧНЕВА

№ 157 (2887)

22 сентября 2004, среда

Вечерняя Казань

*