Восточная Европа боится новой путинской России ("The Financial Times")
Шаги, направленные на ограничение демократии, которые предпринимает российский президент Владимир Путин после бесланской трагедии, вызывают повышенное беспокойство по всей Восточнй Европе, где еще сильны воспоминания о том, что собой представляет советское правление.
Конечно, мало кто считает, что близок тот день, когда в странах Центральной Европы снова услышат рев моторов русских танков, но, тем не менее, направление, выбранное президентом Путиным, у многих вызывает чувство дискомфорта. В сентябре он объявил о том, что готовится пересмотр выборной системы, после которого будут отменены прямые выборы губернаторов всех 89 регионов России, больше не будут избираться депутаты по одномандатным округам, а спецслужбы станут играть значительно более важную роль в жизни страны.
Заместитель министра иностранных дел Польши Адам Ротфельд (Adam Rotfeld) заявил, что последние предложения Путина «вызывают беспокойство».
— В наших интересах, чтобы Россия была демократической и сильной страной. Но очевидно, что российский народ и сам Путин считают, что Россия может быть либо сильной, либо демократической, — сказал заместитель министра.
Путь, которым движется Россия, вызывает беспокойство как с политической, так и с экономической точек зрения. Что касается последней, то тут дело в том, что Центральная Европа зависит от поставок энергоносителей из России. Россия поставляет в Польшу примерно половину потребляемого этой страной газа и 95 процентов нефти. В феврале этого года стало особенно ясно, что полагаться на одного поставщика опасно: из-за противоречий между Россией и Беларусью поставки газа в Польшу были на некоторое время прерваны.
— Беспокойство по поводу энергозависимости — это постоянный фактор политической жизни в Польше, — заявляет президент варшавской аналитической организации «Фонд Стефана Баторы» (Stefan Batory Foundation) Александр Смоляр (Aleksander Smolar).
В других областях торговли у Польши также есть трения с Россией. Например, эти страны никак не могут разрешить спор относительно экспорта молока и мяса.
Усиление путинской власти может оказать на обстановку в регионе еще большее воздействие, если он начнет усиливать влияние Москвы на Украину и Беларусь.
— Если эти страны потеряют значительную часть своей независимости, Венгрия и Польша сразу станут для России ближним зарубежьем. Это может быть чревато чем угодно, — считает Себастьян Горка (Sebastian Gorka), директор будапештского Института международной безопасности и демократии переходного периода (Institute for Transitional Democracy and International Security).
В Украине власти официально не отреагировали на последние преобразования, запланированные президентом Путиным, да и общество не очень их обсуждало. И все же некоторые оппозиционные политики предсказали, что движение к автократии в России может спровоцировать подобную тенденцию и в их стране. В частности, украинская оппозиция обвиняет Путина в том, что он вмешивается в проведение президентской кампании в Украине, открыто поддерживая кандидата от правительства, Виктора Януковича.
Обеспокоены сложившейся ситуацией и в Румынии. По словам Дорела Сандора (Dorel Sandor), директора Центра политических исследований и сравнительного анализа (Centre for Political Studies and Comparative Analysis) в Бухаресте, Румыния, даже будучи членом НАТО, всегда беспокоится о реакции Москвы на любое крупное преобразование в политике.
-Россия незримо присутствует во внешней политике Румынии, — сказал он.
Главное, о чем беспокоится Румыния — соседняя республика Молдова, до 1991 года бывшая в составе Советского Союза, в которой до сих пор остаются российские войска. Когда-то Молдова была частью Румынии и до сего дня сохраняет с ней тесные связи, но русское меньшинство, проживающее в одном из ее районов, Приднестровье, решило отойти от Молдовы.
Бухарест всеми силами старается положить конец сепаратизму в Приднестровье, но правительству никак не удается вовлечь в процесс Москву.
— В этом контексте ужесточение политики Путина — плохая новость для Румынии, — считает Дорел Сандор.
В Чехии местные политики воздержались от критики Путина, но им и нечего бояться растущей авторитарной ориентации России.
— Теперь Чехия вступила в Европейский Союз и НАТО, так что мы чувствуем себя в полной безопасности. Мы настолько крепко отделены от России, что никто об этом не волнуется, — говорит политолог Йири Пехе (Jiri Pehe), бывший советник президента Вацлава Гавела (Vaclav Havel). В Словакии думают примерно так же.
Йозеф Зелениц (Josef Zieleniec), бывший министр иностранных дел, сейчас представляющий Чехию в Европейском парламенте, призвал ЕС и в особенности его новых членов из состава бывшего советского блока больше обозначать свое участие в событиях, происходящих в России, «так как она движется в сторону неевропейской демократии».
Роберт Андерсон (Robert Anderson), Ян Ченски (Jan Cienski), Кристофер Кондон (Christopher Condon) и Том Уорнер (Tom Warner), 22 сентября 2004
The Financial Times 22 сентября 2004
ИноСМИ.Ru
22 сентября 2004, 11:03
*