Проблески неприкасаемости. Михаил Фрадков разрешил увеличить количество машин со спецсигналами ("ВН")
Недавнее предложение московского мэра Юрия Лужкова передать право распределять разрешения на специальные сигналы и прочие атрибуты «неприкасаемости» на дорогах тем службам, которые непосредственно занимаются организацией дорожного движения, не нашло понимания у федеральных властей. Российское правительство не собирается отказываться от прерогативы по собственному усмотрению назначать тех, кому кроме скорой помощи, пожарных и милиции должны уступать дорогу простые автомобилисты, и кто будет иметь право безнаказанно объезжать городские пробки по встречным полосам. Вчера за подписью Михаила Фрадкова был обнародован новый официальный перечень автомобилей, на которые разрешена установка спецсигналов (проблесковых маячков).
Несмотря на многочисленные обещания сократить количество привилегированных автомобилей и проводящиеся изредка показательные акции по изъятию маячков и «крякалок», количество обладателей заветных разрешений опять увеличилось.
В первом разделе постановления, завизированного премьером, перечислены оперативные службы, которым спецсигналы нужны по долгу службы. Это скорая медицинская помощь, пожарная охрана, милиция, военная автомобильная инспекция, службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России, аварийно-спасательные службы, служба специальной связи и федеральное государственное унитарное предприятие «Связь-безопасность» Минсвязи России, органы прокуратуры, наркоконтроля, органы и учреждения исполнения уголовных наказаний, а также служба судебных приставов. Правда, рабочие автомобили этих служб заметны и без «мигалок» — они имеют определенную расцветку (цветографическую схему), по которой можно опознать принадлежность машины.
Вторая категория машин со спецсигналами, вошедших в правительственный перечень, — служебный транспорт высших должностных лиц государства и президентской администрации. Сюда входят члены правительства и заместители министров, генеральный прокурор и его заместители, председатель Банка России, судьи Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов, председатели Счетной палаты и Центризбиркома, руководители фракций и депутатских групп Госдумы, руководители исполнительной и законодательной власти регионов, первые лица ряда силовых ведомств — например, СВР, ФСБ, ФСО, ФТС, «Рособоронзаказа», «Росатома», «Роскосмоса». Разрешено ездить с «мигалкой» президенту Российской академии наук, а также председателям правления ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и президенту ОАО «Российские железные дороги».
И наконец, особая категория правительственного перечня — не отмеченные никакими опознавательными цветографическими знаками служебные автомобили из автопарков различных ведомств. Их общее количество в Москве уже сегодня превышает 600, а теперь увеличится как минимум еще на несколько десятков. Как минимум — потому что для некоторых служб не выдается квота на установку спецсигналов, а определяется ограничение по количеству одновременно используемых машин с маячками.
Так, в частности, для МВД это ограничение осталось прежним: на линии не должно быть одновременно более 230 машин со спецсигналами. На пять спецмашин больше разрешили использовать ФСБ (95 автомобилей с маячками) и Федеральной службе охраны (105). Поставить на свои автомобили несколько дополнительных спецсигналов смогут в Минобороны (19 вместо 15), в Службе внешней разведки — (14 вместо 8), в Управлении делами президента (17 вместо 15). Десять привилегированных машин останется у Генпрокуратуры, пять — у МЧС, 15 — у МИДа.
Сотрудники ГИБДД, которым придется по-прежнему безучастно наблюдать, как с миганием, морганием фарами и кряканьем все эти неприкасаемые «в интересах острой служебной необходимости» нарушают правила дорожного движения, пока воздерживаются от комментариев нового списка Михаила Фрадкова. В пресс-службе столичной автоинспекции не смогли ответить и на вопрос, последуют ли вскоре за «упорядочением» спецсигналов новые операции по выявлению автомобилей с незаконно установленными маячками и сиренами. Кстати, как заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» инициатор подобных проверок на дорогах, бывший глава ГИБДД Владимир Федоров, по его опыту, чаще всего грешат желанием подчеркнуть блеском и звуком свой статус, и без того отмеченный флагами на номерных знаках, депутаты Госдумы. Также в числе основных нарушителей правил установки спецсигналов стремящиеся в олигархи предприниматели — «богатенькие», по выражению г-на Федорова, или «прыщи», по классификации московского мэра Юрия Лужкова. Успешно бороться с ними пока не удается ни с помощью постановлений правительства, ни посредством регулярных рейдов на Кутузовском и Ленинском проспектах столицы.
Всего в Москве, по некоторым данным, спецсредствами оборудовано в пять—семь раз больше автомобилей, чем разрешено правительством и местными властями. Многие автосервисы, не стесняясь, предлагают услуги по продаже маячков, стробоскопов, «крякалок» и голосовых устройств всем желающим.
Ирина БЕЛАШЕВА
«Время новостей»
№172 22 сентября 2004г.
***