Тихо! Валентина Ивановна думает… ("РК")
На днях Валентина Матвиенко, участвуя в открытии нового офиса «Единой России» в Петербурге, назвала означенную партию «реальной политической силой» и объявила, что «думает» о вступлении в нее.
Это значит, что демократию в России хоронить рано. Вот же – «думает»! Хоронить начнем, когда ей на такое заявление будет голос свыше, который укорит с прапорщицкой прямотой: что там думать, трясть надо! И, хотя до этого, похоже, уже недалеко, она еще успеет додумать и вступить, не дожидаясь такого окрика.
Силу «Единой России» госпожа губернатор успела почувствовать еще когда избиралась. Теперь уж мало кто помнит, как ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подчиненное министру внутренних дел, по совместительству лидеру реальной политической силы Борису Грызлову, решительно и беззастенчиво пыталось отсеять ее конкурентов.
Например, ГУВД признало недействительными 35 процентов подписей, отданных за Михаила Амосова. Скрупулезный Амосов, несмотря на жесточайший цейтнот, успел зафиксировать 63 случая милицейских фальсификаций. Например, привел на пресс-конференцию своего товарища Юрия Нестерова, бывшего депутата Думы, чьи паспортные данные бдительные стражи реальной силы признали недостоверными; тот показал первоисточник – паспорт, и силу посрамил. Еще Амосов опроверг заявление тех же стражей, что его, Амосова, собственная сестра не проживает в своей квартире. Кроме того, ему удалось доказать, дом № 19/21 по Боткинской улице существует в реальности, вопреки сведениям стражей, а то они уж было исключили подписи жильцов из подписных листов. В итоге количество недостоверных подписей с 35 процентов снизилось до 19, (при пороге в 25), а если бы не цейтнот, так могло бы скукожиться и еще более. Похожие истории были и у других кандидатов, и они все-таки составили конкуренцию фавориту Кремля, состоялся даже второй тур. Видно, сила у «Единой России» уже тогда была, но еще не очень реальная.
А теперь – реальней некуда. Председатель городского парламента Вадим Тюльпанов уже возглавил региональную партийную организацию. На том же мероприятии он объявил о готовности питерских единороссов принять Матвиенко, когда она додумает свою думу, и даже посоветовал Грызлову включить ее в высший совет партии.
Что ж, в таком случае, да еще в новых-то, проектируемых властью условиях «выборов» губернатора проблем у Валентины Ивановны больше не будет. Ни со вторым сроком (а то тут уж некоторые интриганы размечтались по поводу ее пенсионного возраста!), ни, в случае чего, с любым другим креслом, хотя бы и думским, по «пропорциональной» системе.
Валентина Матвиенко отметила большую роль партии в решении вопросов ЖКХ и улучшении благосостояния граждан. Трудно сказать, что именно она имела в виду. Наверное, резкое повышение квартплаты и тарифов на коммунальные услуги. Новые расценки действуют с июля, но покуда никаких изменений в состоянии ЖКХ и в микроскоп не видно. Но уже слышно. В администрации теперь говорят, что пора бы в этой сфере разделить функции заказчика и подрядчика. Удивительно свежая мысль! Помнится, об этом говорила совсем другая партия, причем лет этак семь-восемь назад, но ее никто не слушал. А может быть, речь о монетизации льгот – тут Валентина Ивановна абсолютно права, это заслуга именно реальной силы! Вот и Грызлов на том же мероприятии подтвердил: «Сейчас у партии много вопросов, это и разъяснение текущей политической ситуации, и работа с населением по вопросу закона о замене льготных выплат. По этим и другим вопросам региональное отделение партии работает единым подходом с исполнительной властью, у них нет трений».
Будущее рисуется сочными прямыми линиями. Когда весь городской парламент вступит в единственно реальную силу, его (и по совместительству ее) лидер будет неустанно проводить в жизнь указания члена высшего совета – губернатора. За неповиновение можно будет вызвать нерадивого на политбюро… извините, на более или менее высший совет, и занести ему в учетную карточку все то, чего он своей нерадивостью заслужил. А то и вовсе исключить из силы, что будет означать автоматический отзыв из парламента. Это не из области фантастики. Уже сейчас Вадим Тюльпанов своим коллегам по парламенту объявил со всей медвежьей прямотой: «Мы здесь не для того, чтобы поучать администрацию, а для того, чтобы выполнять ее наказы».
А некоторые малосознательные депутаты до сих пор по старинке считают, что они должны выполнять совсем другие наказы. Такой, например, нереальной политической силы, как народ.
Вот так они теперь и будут исполнять наказы во взаимной гармонии: парламент – администрации, администрация – высшего совета партии нового для современной России типа, партия – того, единственно ради поддержки которого она и создавалась. И в этой идиллии уже трудно разобраться с ветвями власти: кто и кого представляет, кто и чьи наказы исполняет, а заодно кто и по чьим наказам судит. Само название «Единая Россия» приобретает, наконец, свой истинный смысл: Единая Власть. Единовластие. И никаких там ветвей. Хватит и ствола, который называется Властной Вертикалью.
Правда, говорят, что ствол сам по себе, без корней и ветвей, жить не может. Это уже не ствол, а столб получается. Но кто это говорит – так, ботаники…
Но пока, можно сказать, мы живем при демократии, Валентина Ивановна Матвиенко еще думает. Вряд ли этот процесс будет долгим, но он еще идет. Только не мешайте!
Виктор Костюковский
«Русский курьер»
№ 377 2004-09-22
*