Война кланов в казахских степях. В воскресенье страна, которой железной рукой правит Нурсултан Назарбаев, избрала новый парламент. На фоне семейного скандала три племенных группировки ведут борьбу за власть. ("Le Figaro")
Сергей Дуванов из казахстанской Лиги защиты прав человека, с силой бьет кулаком по стене: «Вот здесь они установили микрофоны, чтобы меня прослушивать!» И громко говорит: «Я уверен, что наш президент – крупный вор! Впрочем, вокруг него собралось столько других воров, что он был вынужден защитить свои деньги, разместив более миллиарда долларов в Швейцарии!»
Отсидевший в тюрьме, но потом выпущенный на свободу с четырьмя другими политическими заключенными, Сергей Дуванов не хочет, чтобы его считали мучеником. Разоблачение назарбаевской «команды бандитов» он превратил в бизнес. Дело это достойное, но неблагодарное. Его сограждан – 15 миллионов казахов, с 1991 года свободно и независимо живущих на бескрайних степях, – эта тема мало волнует.
«Население делится здесь на две группы: взяточников и тех, кто мечтает ими стать, – говорит политолог Нурбулат Масанов. – Раньше малыши здесь мечтали, когда вырастут, стать космонавтами. Теперь они метают стать взяточниками».
Впервые 10% избирателей было
предложено проголосовать
с использованием электронных машин
(на фото президент Нурсултан Назарбаев).
Однако количество уклонившихся от
голосования выросло. Избиратели считают, что
электронная система голосования
позволит властям узнать,
кто за кого проголосовал.
Нелегко быть оппозиционером в Казахстане – стране, природные богатства которой не могут не вызывать зависть, стране, которой железной рукой правит 64-летний крокодил Нурсултан Абишевич Назарбаев, умеющий быть хитрым со всеми.
Начиная со своей старшей дочери Дариги, милой 41-летней женщины. Девять месяцев назад Дарига сколотила собственную партию под названием «Асар» («Всем миром»). Эта «Асар», которая устами Дариги клеймит бюрократов, наводнивших партию ее отца «Отан» («Отечество»), планировала стать главной партией, поддерживающей президента. Уж не собирается ли дочь сбросить отца с трона?
Уже несколько месяцев вся Алма-Ата только и говорит на эту тему. Президент Назарбаев так крепко держит в руках бразды правления, что молодому поколению, к которому принадлежит и Дарига, приходится бороться за доступ к главе государства. Кому в ближайшие годы будет принадлежать эта привилегия – находиться «у уха» Назарбаева? Его визирям? Родственникам? Друзьям? Технократам?
В прошлом рабочий-металлург, Назарбаев руководит страной с 1979 года, когда он стал секретарем ЦК компартии Казахстана. После обретения страной независимости в 1991 году Назарбаев был избран президентом молодой республики, получив 98,78% голосов.
«Он правит по-советски, – говорит дипломат из Брюсселя, – он боится потерять власть и создает видимость демократии. Но у него есть видение будущего своей страны».
В 2006 году Назарбаев будет избираться на третий семилетний срок. Поскольку его успех на будущих выборах не вызывает никаких сомнений, сразу несколько группировок борются за влияние на него.
Первая группировка состоит из представителей казахской административной элиты. При советской власти все ключевые посты принадлежали русским. Теперь они находятся на вторых ролях, выполняют функцию исполнителей, и их систематически заменяют этническими казахами. Эти семейства составляют половину населения, но в их руках уже находится 90% административных должностей и 100% других руководящих постов. Они составляют новую буржуазию страны.
«Если ты казах, полиция никогда не спрашивает у тебя документы», – говорит украинка из Алма-Аты, которая, как и многие другие представители неказахского населения, думает о том, чтобы покинуть страну.
Казахский этнос самоутверждается, но его раздирает война между племенными группировками. Территория страны и система управления поделена между тремя «жузами» (союзами крупных семейств).
«Старший жуз» занимает господствующее положение: к нему принадлежит 45% (7,5 млн) казахов. Он подразделяется на 11 кланов, к главному из которых – клану жалаир – принадлежат президент, глава МИД и министр нефтяной промышленности. К «среднему жузу» (35% коренных жителей) принадлежат национальный поэт Сулейменов, супруга президента и премьер-министр. «Младший жуз» (20% казахов) возглавляет могущественный глава президентской администрации Имангали Тасмагамбетов.
В этой системе, строящейся по схеме «патрон – клиент», где каждый представитель «страшего жуза» претендует на роль главного посредника между президентом и нацией, Назарбаев чувствует себя как рыба в воде: он легко меняет кадры, обеспечивает обогащение то одних, то других и сохраняет хрупкий баланс между клановыми союзами.
Для всех казахов политическая жизнь сводится исключительно к подковерной борьбе жузов и кланов. «Я никогда не смог бы стать президентом республики, потому что принадлежу к младшему жузу», – по секрету признается один из министров. «Перевод столицы в Астану нейтрализовал агрессивные поползновения со стороны среднего жуза в отношении старшего, так как Астана находится на территории среднего жуза», – поясняет компетентный наблюдатель.
Вторую группировку в окружении Назарбаева составляют люди, управляющие собственностью президента и отвечающие за его экономическую политику. «Серым кардиналом» этой группировки считается г-н Машкевич. 45-летний руководитель консорциума «Евразия» имеет несколько гражданств, в том числе израильское, и контролирует нефтедобывающую промышленность страны, а также 25% минеральных месторождений.
Наконец, президент прислушивается (в порядке убывания) к руководителям крупных нефтяных компаний (Chevron, Shell, Agip, Total-Fina и др.), своим технократам, получившим образование на Западе (в частности, к директору Национального банка) и только потом – к членам своей семьи.
Как долго это будет продолжаться? Согласятся ли Дарига и ее мать все время оставаться на вторых ролях? Политолог Масанов объясняет ситуацию: «Наш президент стареет, он хочет наслаждаться жизнью, поэтому у него, помимо официальной, еще много семей. Когда Дарига и ее мать увидели, что теряют влияние на него, они стали делать все, чтобы вернуть его в семью. Не вышло. Поэтому Дарига и сменила тактику, решив создать политический инструмент, чтобы вернуть президента под контроль».
Вчера, как и следовало ожидать, Дарига потерпела поражение. Ее партия «Асар» получила на выборах второе место, несмотря на то что молодая женщина и ее муж, дипломат Рахат Алиев, заручились поддержкой основных СМИ страны. Казахам все стало ясно. Если Даригу постигла неудача, значит, папа хочет остаться свободным человеком.
Франсуа Оте
Le Figaro
Guerre de clan dans les steppes kazakhes
Переведено 21 сентября 2004
InoPressa.ru
***