Я продолжаю считать, что бойкот президентских выборов является единственным нравственным ответом на сложившуюся в России антидемократическую властную структуру. И это не отстранение от гражданского долга, а проявление личной гражданской зрелости. Сахаров неоднократно писал: «В конечном итоге только нравственный выбор является самым прагматичным».

Диссидентство было выбором нравственным. Прагматическим следствием этого явления — и личного выбора каждого диссидента — стал политический его успех конца 80-х — начала 90-х годов — эра Горбачева и сам Горбачев. А последовавший неуспех (не хочется говорить — крах) привел к сегодняшней реальности именно потому, что ново-старая политическая и интеллектуальная элита постсоветского набора полностью отринула нравственную составляющую в преобразованиях страны.

       Скучно перечислять — ваучерная (и доваучерная) приватизация, голосование сердцем, голосование за назначенного наследника, согласие Думы на ликвидацию двухпалатного парламента и на разрушение Конституции, приятие чеченской войны, а потом и чеченских выборов, ликвидация независимых СМИ и многое другое.

       Любой из этих шагов совершался при молчании или легком трепыхании, а часто и по призыву так называемых демократов из правительства, Думы, творческих союзов, из науки и даже из правозащитных организаций. И всегда сопровождался банальностями типа «политика — искусство возможного», «политика и нравственность несовместимы». Однако следование этим принципам вопреки нравственному выбору — это всегда «цель оправдывает средства», а в конечном итоге — путь к тоталитаризму, фашизму, большевизму.

       Две партии правого толка должны были понять это до думских выборов. И уже тогда применить тактику бойкота. Но они в миниатюре повторили немецкую коллизию 1932 года — борьбы коммунистов с соцдемократами, результатом которой стал в 33-м Гитлер.

       Не попав в Думу, они не поняли, что им чудовищно повезло. Протрите глаза и проветрите головы — не повезло тем, кто попал в Думу.

       Бедненькие коммунисты, Жириновский, Рогозин с Глазьевым. Им уже никогда не представлять Россию в Совете Европы, не вице-премьерствовать на пленарных заседаниях и даже вопросы задавать по лимиту. Им теперь предоставлено право получать положенную зарплату и остальное, что там положено, и молчать в тряпочку.

       История и «выборы по Вешнякову» подкинули «ЯБЛОКУ» и СПС реальный шанс к объединению со страной под лозунгом бойкота — во всяком случае, со значительной частью избирателей. Не воспользоваться этим шансом будет больше чем ошибкой.

      

       «Новая газета» № 04

       22.01.2004

"Новая газета"

*