В самарском издательстве вышла книга, которая проливает свет на тайну продажи Аляски и другие судьбоносные события для России. Впервые в новом издании опубликованы многие исторические документы за подписями российских императоров, а также ранее неопубликованные фотографии членов семьи Романовых. Книга посвящена Великому Князю Константину Николаевичу, сыну российского императора Николая I и брату императора Александра II. Альбом уже вызвал отклик в семье Романовых — в своем приветствии к автору глава Российского императорского дома Великая Княгиня Мария Владимировна благодарила за книгу.

В последние годы личности русских царей стали самыми популярными персонажами телесериалов и книжных романов, уступая разве что только гангстерам и работникам правоохранительных органов. Причем зачастую первые лица Государства Российского рассматриваются режиссерами и писателями исключительно с точки зрения их личной жизни с акцентом на сугубо интимные факты их биографии. Книга, вышедшая в издательстве «Агни», стала исключением из этого правила.

Новое издание называется «Великий Князь Константин Николаевич Романов». Оно посвящено тем историческим событиям, которые произошли при непосредственном участии этой личности, о которой после революции мало говорили и писали.

После гибели Александра II Константина Николаевича постигла опала, его имя было вычеркнуто со страниц российской истории, а после 1917 года память о нем была и вовсе погребена под руинами уничтоженной правящей династии Романовых.

По мнению автора памятного фотоальбома, президента Международного культурного центра Вячеслава Моцардо, Константин Николаевич сыграл важную роль в российской истории. Как написано в аннотации к книге, «в эпоху великих реформ середины XIX века имя Константина Николаевича было известно не только в России, но во всем мире, оно стало символом прогресса и патриотизма».

В частности, в книге описываются ситуации, в которых на решение императора Александра II значительное влияние оказывал его брат, Константин Николаевич. Многие исторические факты подтверждены документами, многие из которых были с трудом найдены в архивах и опубликованы впервые.

Например, в главе «Крестьянская реформа» первый раз полностью опубликован легендарный манифест об отмене крепостного права, после которого Александра II остался в истории Освободителем. В главе изложены факты, которые наводят на мысль, что в действительности инициатором этой реформы был Константин Николаевич.

Цена истории

Особое место в книге занимают фотографии. По признанию Вячеслава Моцардо, поиск фотоиллюстраций был одним из самых тяжелых элементов в работе над альбомом. Дело в том, что Александр II не очень любил фотографироваться, поэтому после него осталось не так много оригинальных фотопортретов.

За право воспользоваться той или иной фотографией, найденной ценой кропотливого труда в архивах, Моцардо платил от $25 до $40. Тем не менее, Вячеслав Иванович доволен тем, что сумел собрать такое число ранее не публиковавшихся фотографий членов императорской семьи в одной книге, которая официально так и называется — фотоальбом.

«Многие фотографии были в ужасном состоянии, и я хочу отметить, что именно в Самаре их ретушировали и восстанавливали. А вы попробуйте сейчас достать хоть одну подобную фотографию. Никто ведь не хочет за это платить. В итоге одна и та же фотография публикуется то в одном, то в другом альбоме», — рассказывает Моцардо.

«За них надо бороться. Надо перевернуть все фонды, чтобы найти хотя бы одну фотографию, посвященную именно князю Константину Николаевичу или его братьям. Это очень тяжело, у меня даже аллергия была на руках и на лице. В архивах я чуть ли не со всей историей общался, поэтому надышался пылью. Поверьте мне, это было очень тяжело. Думаю, что еще никто глубоко так не копнул историю, как это сделали мы», — гордо заявляет автор.

Зачем продали Америку

Самая любопытная глава издания посвящена истории продажи Аляски. В частности, опубликованы письма Константина Николаевича брату-императору, в которых он пишет, что, если Россия не продаст Аляску Америке, то та ее просто захватит силовыми методами, так как охранять в то время эту территории не представлялось возможным. Деньги, вырученные от продажи Аляски, должны были пойти на восстановление флота после Крымской войны.

Как пишет Вячеслав Моцардо, сама мысль о продаже колоний не являлось ни странной, ни единственной в своем роде. Константин Николаевич, безусловно, знал, что американцы не впервые приобретают территории таким образом. Они даже предпочитали именно покупать, считая этот способ более надежным, нежели завоевание. Манхэттен, как известно, куплен за сущие гроши, а вот французскую Луизиану Наполеон в 1803 году продал за 15 млн. долларов.

Сравнивая географическое положение, климат и плодородие, нельзя сказать, что Аляска стоила хотя бы половины Луизианы. Если бы Аляску тогда не продали, она бы стала территорией США позже, но это рано или поздно случилось бы, считает автор. Поэтому ее решили продать — за 7,2 млн. долларов.

Моцардо замечает, что общественность Соединенных Штатов была вовсе не в восторге от приобретения Аляски. Аляску называли «ящик со льдом». Конечно, через 30 лет после приобретения никому не нужного «ледяного ящика» на Юконе нашли золото, и началась знаменитая «золотая лихорадка», а еще через какое-то время там открыли огромные нефтяные запасы.

Но это все было потом, а тогда оказалось, что даже небольшой штат чиновников на Аляске держать слишком дорого и хлопотно, да и смысла в этом никакого нет. Кстати, долгое время правительство США возлагало все заботы о делах Аляски на капитана одного из стоявших у берега кораблей.

Главный вопрос, который сегодня волнует многих: могла ли Россия сохранить Аляску? Автор считает, что следует признать: Великий Князь Константин Николаевич руководствовался здравым смыслом и заботой о благе России. Главное для него в тот момент было то, что Россия может оказаться в тяжелом и унизительном положении, явив неспособность защитить свои земли, сказывался и горький опыт Крымской войны.

Академик Тарле писал об императоре Николае I, что «знавшие его натуру и русские и иностранцы впоследствии нередко говорили, что они никак не могли представить себе Николая, садящегося в качестве побежденного за дипломатический зеленый стол переговоров с победителями».

Император не сел за стол переговоров в качестве побежденного. Он с его характером и с его гордостью умер. Но кто-то должен был заканчивать войну, вести переговоры, добиваться наилучших условий. Все это рухнуло на плечи его сыновей — императора Александра II и Великого Князя Константина Николаевича, которые должны были сделать выбор, и они его сделали.

Илья Чернышев

для bbcrussian.com, Самара

21 сентября 2004 г., 06:18 GMT 10:18 MCK

Би-би-си

*