Тормоз талантливого советского конструктора Ивана Константиновича Матросова, изобретенный им в самый разгар войны, в 1942 году и в кратчайшие сроки внедренный на железнодорожном транспорте, обеспечил безопасное движение тяжеловесных поездов с оружием для фронта на огромные расстояния с Востока на Запад страны. Документы на эту разработку Всесоюзного научно-исследовательского института путей сообщения вместе с другими изобретениями военного времени хранятся в филиале Российского государственного архива научно-технической документации в Самаре. Эти материалы рассказывают об огромном вкладе советских ученых в разгром врага.

В первый год войны Красная Армия испытывала большие трудности с обмундированием, теплой одеждой и обувью. За два осенних месяца – октябрь и ноябрь 1941 года Научно-исследовательский институт удобрений и инсектицидов создал уникальную химическую грелку, выполненную в виде стелек сапог или валенок. Это простое и недорогое устройство начинало действовать при заливке в него 15 граммов воды. Грелка давала тепло в течение 19 часов, согревая бойцов в зимнюю стужу. Выполненная в виде матраса, она использовалась для перевозки тяжелораненых бойцов. Она облегчала запуск в морозные дни танковых и автомобильных двигателей, использовалась для подогрева пищи. Институт получил благодарность командования Красной Армии за свою работу.

Московский научно-исследовательский институт гражданского флота в начале зимы 1941 года испытал и наладил в своих мастерских выпуск простых и надежных лыж для скоростных самолетов. Они позволяли взлетать и садиться боевым машинам в условиях многоснежной зимы, внезапно начавшейся пурги и даже весеннего снеготаяния. На них можно было с минимальным риском совершать вынужденные посадки.

Смелость, с которой ученые военного времени брались за выполнение почти невыполнимых заказов, до сих пор вызывает глубокое уважение. Можно ли замаскировать целую дорогу или мост от воздушных налетов? Оказывается, можно. Ученые Московского дорожного научно-исследовательского института предложили несколько вариантов маскировки коммуникаций. Для этого пересаживались деревья, стягивались их кроны, возводились ложные дороги и мосты.

Свято веря в победу, советские ученые в разгар войны занимались восстановлением промышленных объектов, только что отбитых у врага. Институт «Гидропроект» начал изыскательские работы на взорванном фашистами ДнепроГЭСе буквально через несколько дней после взятия Днепра нашими войсками. Он предложил план быстрого и экономного возрождения станции и уже в 1944 году ГЭС начала давать промышленный ток. Такая энергичная работа ученых не хуже мощного оружия помогала стране громить врага.

*