О фальшивых лекарствах мир впервые услышал 20 лет назад, а наша страна столкнулась с подделками всего семь лет назад. Обеспокоившись ростом объема контрафактных лекарств, Россия решила поставить им надежный заслон. С 15 декабря 2002 года в стране начали действовать новые правила сертификации лекарств.

Они предусматривали более жесткое контролирование как импортных, так и отечественных препаратов. Новые правила предъявляли более жесткие требования и к работе региональных центров сертификации.

В Самарской губернии контролем качества лекарственных средств занимается «Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств Самарской области», аккредитованный Минздравом РФ. Если российский рынок лекарственных препаратов насчитывает более 17 тыс. наименований медикаментов, то в Самарской области ассортимент лекарств составляет 4,5-5 тыс. наименований.

Считается, что, например, в Соединенных Штатах Америки до 10% медикаментов являются контрафактом. То есть, они – фальшивые и выпущены незаконно. В России таких лекарств – не менее 12%. Это более 10 000 (!) наименований.

Отличить подделку от настоящего лекарства сложно, а неспециалисту это сделать практически невозможно. Ориентироваться на упаковку нельзя: зачастую фальшивкой может оказаться не блеклая, а яркая коробочка с четкими надписями. Внешний вид самого лекарства также не может дать никакой уверенности в его подлинности. В ряде случаев подделка не только практически не отличается от оригинального препарата по внешним признакам, но и по химическому содержанию. Чаще всего в контрафактных медикаментах отмечается малое количество действующего вещества или же его полное отсутствие. Между тем, нарушение привычной дозировки может повлечь серьезные последствия. Получается — человек покупает лекарство, а взамен него получает пустышку. Например, по словам заместителя начальника самарского Центра сертификации контроля качества лекарственных средств Галины Демидовой, в проверяемом препарате левомитицине, который оказался поддельным антибиотиком, действующего вещества обнаружено в 10 раз меньше положенного. То есть, его там практически не было, а таблетки состояли просто из мела.

Количество наименований подделок на самарском рынке лекарств продолжает год от года расти. Первая единичная подделка была зафиксирована в 1998 году. В 2001 году фальшивых медикаментов уже было обнаружено 8 наименований, в 2002-м – 23 наименования, в 2003-м – 40 наименований фальсифицированных лекарственных средств. В прошлом году контрафактных лекарств было уничтожено на сумму в 700 000 рублей. Опыт показывает, что в основном подделывают ходовые медикаменты, такие как: «Фестал», «Мезим», «Трихопол», «Супрастин», «Валокардин» и даже «Виагру». В 2003-м был отмечен случай подделки альбумина, выпущенного под маркой Самарской станции переливания крови. 800 бутылок этого препарата было поставлено в Москву, а через два месяца было обнаружено уже 1,5 тыс. упаковок якобы самарского альбумина.

Как правило, фальсифицированные лекарства изготовляют в основном в странах СНГ, Индии, Болгарии, Китае и Польше. В лучшем случае подделка может оказаться мелом или же простыми витаминами. Но иногда под известными названиями популярных лекарств скрываются смертельно опасные вещества.

С 1 октября 2004 года обязательная сертификация лекарств должна быть отменена. Вместо нее вводится система добровольного декларирования качества продукции. Выходит, что потребителям придется верить фармацевтическим фирмам на слово, надеясь на их честность и порядочность. От появления на прилавках аптек поддельных лекарств граждан не сможет застраховать никто.

В Самарской области к новому закону отнеслись крайне отрицательно. В областном Минздраве считают, что лекарства надо по-прежнему проверять в обязательном порядке, а не то это приведет к плачевным последствиям. Ведь только крупные фармацевтические компании дорожат своей репутацией, а фирмы-однодневки больше всего заинтересованы в большом объеме продаж.

Министр здравоохранения Самарской области Галина Гусарова намерена выйти с инициативой о сохранении обязательного сертифицирования лекарств к федеральному правительству. Даже, несмотря на то, что новый закон о переходе к системе добровольного декларирования качества медикаментов уже вышел, в губернии намерены сохранить обязательную сертификацию лекарственных препаратов.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 376 2004-09-21

"Русский курьер"

*