В последнее время Горьковский автозавод буквально заполонили иностранные делегации. Все едут и едут: «Форд», «Рено», «Крайслер», «Тойота», «Ниссан» , какие-то малоизвестные индийские и китайские автомобильные сборщики…

И после каждого визита по городу ползут слухи, что ГАЗу пришел конец. Вот, мол, вложат супостаты в стены, построенные еще дедушкой Фордом, мешок денег, приберут ГАЗ к рукам и вместо «Газелей» и «Волг» начнутт выпускать свои шикарные авто. Но визитеры приходят и уходят, а ГАЗ так и остается единственным крупным автозаводом России, который не сумел организовать совместное предприятие с иностранцами.

Не сдвинул дело с мертвой точки даже глава автомобильного холдинга «РусПромАвто» Олег Дерипаска. Несколько лет назад он попытался было привлечь на Горьковский автомобильный завод итальянский ФИАТ. В результате компания «Нижегород Моторс» юридически существует (с января 1998 года), но не функционирует.

Тогда за дело взялся Сергей Кириенко. Год назад он сначала сам ездил в Японию к председателю правления корпорации «Тойота». Птом Хироси Окуда прилетал к Кириенко на чашку чая и заодно осмотрел ГАЗ. Неделю назад приволжский полпред снова снарядил экспедицию в страну восходящего солнца и вернулся чрезвычайно довольным. «Принципиальные заявления японских автомобильных компаний о том, что они идут в Россиию, сделаны», — заметил он в беседе с корреспондентом «РК».

Однако все попытки «РК» узнать, в каком конкретно уголке нашей необъятной родины приземлятся японцы, остались безуспешными. Кириенко от ответа ушел, сказав, что об этом компании скажут сами. Председатель совета директоров «Тойоты» был откровеннее: он заявил японской прессе, что его компания хотела бы построить сборочный завод в Подмосковье или Нижегородской области.

И сразу после этого заявления в конце прошлой недели на Горьковский автомобильный завод прилетел министр экономического развития и торговли России, Герман Греф.

Не надо быть разведчиком, чтобы понять, что между этими двумя событиями есть прямая связь. Тем не менее, визит министра на ГАЗ проходил в обстановке чрезвычайной секретности. Журналистов к министру не допустили. А пресс служба ГАЗа сообщила, что во время визита никаких разговоров про то, что Тойота приходит на ГАЗ, не было.Официальная версия звучит так: Греф приезжал знакомится с ГАЗом. Дескать, захотелось ему вдруг ни с того ни с сего от нечего делать посмотреть на завод, на котором он до этого не бывал. Вот перед выходными и зскочил на часок в Нижний . А прессу не приглашали, чтобы не было лишней суеты.

Знакомство министра с заводом длилось три часа. За это время Греф посмотрел несколько цехов, проверил, как открываются дверки у только что сошедшей с конвейера «Волги», проехал на ней несколько метров. И все это время молчал, слушая рассказ генерального директора ГАЗа Алексея Баранцева.

Правда, перед этим Греф и Кириенко встретились в аэропорту Стригино — один только прилетал в Нижний, второй улетал из Нижнего. О чем они говорили, неизвестно, но догадаться можно: другого автозавода, кроме ГАЗа, который интересует японцев, в так называемой столице Поволжья просто нет. Да и нижегородский спикер Люлин в тот же день проговорился : «Там где появляется «Тойота», там потом появляется и «Ниссан».

Однако, как стало известно корреспонденту «РК», ГАЗ – не единственное место в Нижегородской области, куда Хироси Окуда может вложить свои сто миллионов долларов, чтобы к 2008 году построить первый в России завод для сборки популярных автомобилей «Королла» и «Кэмри» производительностью 15 тыс машин в год. Рассматривается также Борский район. От Нижнего Новгорода рукой подать — ехать туда столько же, сколько от местного Кремля до автозавода. Правда, если японцы остановятся на борском варианте, то будут строить завод в чистом поле. Но по-видимому в этом они тоже видят какие-то возможные преимущества . Во всяком случае, как сообщили корреспонденту «РК» в администрации района, японцы уже прислали им анкету на десяти листах. Их интересует буквально все: сможет ли район обеспечить будущий завод рабочей силой, есть ли в школах района преподаватели японского языка, а в магазинах продавцы, знающие английский.

Греф же приезжал в Нижний Новгород посмотреть, куда так рвется «Тойота». Хотя окончательного выбора в пользу ГАЗа японцы еще не сделали.

Виктор Майоров

«Русский курьер»

№ 376 2004-09-21

"Русский курьер"

*