Сколько стоит губернатор. К реформе федерального устройства страны, о которой Владимир Путин заявил на прошлой неделе, можно относиться по-разному ("РК")
С одной стороны, сегодняшний губернаторский корпус, во-первых, изрядно коррумпирован, а во-вторых, не отвечает вызовам времени. И хотя официально срок полномочий главы исполнительной власти ограничивается двумя сроками (то есть восемью годами) в России есть территории, где они правят по 10-15 лет. И, что характерно, готовы управлять еще столько же.
При нынешнем состоянии законодательной системы это вполне возможно. Фактически в большинстве регионов России губернаторы превратились в своего рода феодалов, контролирующих экономику, политику, а во многих случаях и правоохранительные органы. Так называемый административный ресурс, как показывает практика последних лет, практически гарантирует переизбрание губернатора – вне зависимости от его успехов в деле обеспечения благосостояния жителей региона. И если назначение губернаторов позволит сменить коррумпированную элиту на новую, более соответствующую нуждам страны, решение это, безусловно, позитивно.
Однако стоит вспомнить, что идея выборности губернаторов базировалось не только на желании Бориса Ельцина «увеличить демократию». По утверждению Георгия Сатарова, уже в 1994-1995 году стало очевидно, что назначенные главы регионов чувствуют себя «временщиками» и в предощущении отставки предпочитают работать «на свой карман», а отнюдь не на благо вверенного им региона.
К сожаленью, к подобным последствиям может привести и нынешнее решение власти. Больше того, есть вполне серьезные опасения, что должность главы региона может стать предметом купли-продажи. В ряде СМИ уже появились мнения экспертов, утверждающих, что поскольку, ориентировочная стоимость губернаторской избирательной кампании составляет от 3 до 5 миллионов долларов, то примерно столько же будет стоить и назначение на пост губернатора. Так это или нет – судить трудно, однако, по данным «РК», уже появились авантюристы, готовые предложить желающим поучаствовать в аукционе на губернаторское кресло.
В этой связи в некоторых публикациях упоминают Романа Игоревича Цепова, главу холдинга питерских охранных предприятий, познакомившегося с нынешними руководителями страны в те времена, когда работал в охране Анатолия Собчака. В свое время г-н Цепов, если верить имеющейся информации, был одним из телохранителей жены мэра Санкт-Петербурга Людмилы Нарусовой и его дочери Ксении. Одна из его охранных структур «Балтик-Эскорт» до 1996 года активно сотрудничала с мэрией и, по слухам, выполняла поручения, которые нельзя было поручить официальным правоохранительным органам. В этой связи упоминается, например, охрана многих иностранных деловых партнеров мэрии. Сам Цепов являлся фигурантом нескольких уголовных дел. Так, в сентябре1999 года прокуратурой Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело по «п.п. «а,б» ч. 3 ст. 163 УК РФ в отношении Белокопытова Н.П., Цепова Р.И. и Кузнецова Н.А., которые25.06.1999 года, находясь в офисе ЗАО «Балтийская стальная корпорация», требовали от Братчикова А.В. передать им деньги в сумме 70.000 долларов США, при этом Кузнецов и Цепов причинили ему телесные повреждения». Месяцем позже это уголовное дело было соединено с уголовным делом № 990711, возбужденным 1 отделом СЧ ГСУ 16.09.1999 года по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ в отношении Цепова Р.И., который, по формулировкам дела, в период с декабря 1998 года по август 1999 года, угрожая убийством Афанасьевой И.Г. и убийством ее малолетнего сына, требовал от нее передать ему 100.000 долларов США в качестве «отступных» за отказ сотрудничать с его (Цепова) охранным агентством, завладев имуществом потерпевшей на сумму не менее 80.000 долларов США.
Дела эти, правда, закончились ничем. Да в конце концов сложные отношения г-на Цепова с правоохранительными органами не столь уж интересны. Куда интереснее услуги, которые, согласно появившейся версии, от его лица предлагают «доброжелатели» предполагаемым претендентам на губернаторское кресло. Например, включение в некий «особый список» администрации президента РФ, из которого впоследствии будет проводиться финальная выборка кандидатов на посты глав региональных администраций. Подразумевается, что включение в «список» будет осуществляться с помощью якобы покровительствующих Цепову силовиков .
Наряду с этим, предлагаются и дополнительные услуги:
— позитивная справка МВД о кандидате;
— позитивная справка МВД о кандидате в пакете с негативными справками о других кандидатах;
— устная похвала в адрес кандидата в присутствии президента РФ.
На каждую из услуг уже установлены расценки. Так включение в «особый список» стоит 1-2 млн. долл (в зависимости от количества претендентов на губернаторский пост, перспектив региона, жесткости конкурентной борьбы и других обстоятельств); позитивная справка МВД — 0,5 млн. долл; позитивная справка «в пакете» — 1 млн. долл; реплика — 300 – 500 тыс.долл. В общем претендент должен быть готов к начальному взносу от 3 до 5 миллионов долларов.
Разумеется, все эти «прайс-листы» сильно попахивают аферой. Однако даже если это так, суть дела не меняется. Практика фактического назначения губернаторов сильно повышает коррупционные риски, а уж появление на губернаторском посту человека, имеющего к региону лишь косвенное отношение, безусловно, будет трактоваться населением как коррупционное.
Андрей ПЕТРОВ
«Русский курьер»
№ 376 2004-09-21
*