Слушательница Ольга Михайловна передала по пейджеру: «Не ругайте Вы его, он же сам не ведает, что творит». Пожалуй, «Вы» можно было бы написать с маленькой буквы, потому что это всего лишь я, а «он» — с большой, потому что это Президент по фамилии Путин.

На мой взгляд, простая русская женщина права: пусть одни видят в железной поступи Путина триумф государственной воли, а другие видят в его злокозненных маневрах окончательное удушение остатков демократии… Я же наблюдаю в первую очередь абсолютно неадекватную, часто на грани истерики реакцию напуганного, плохо врубающегося, беспомощного человека, олицетворяющего такую же неадекватную власть.

      

       Он не нашел в себе сил извиниться перед народом, в упор не увидел связи между Бесланом и Чечней, приплел «международный заговор» и запутался в собственном и «подконтрольном» вранье… Однако сейчас я не хотел бы фокусироваться на вопиюще «асимметричной» реакции В. В. на террористическую трагедию. На днях он огласил вроде бы вытекающую из опыта последних недель программу борьбы и переустройства, и она не менее абсурдна.

      

       Единство — это отчуждение

       Главное, что мы можем противопоставить враждебным силам, заклинает Путин, — это наше единство. Грех спорить. Теперь с целью единения народа у него отбирают право выбирать своих местных руководителей, а у беспартийных людей «из народа» — баллотироваться в парламент.

       Наверняка эти планы зрели в администрации уже давно, а сейчас их решили пропихнуть «под шумок». Однако эффект от внедрения окажется сродни тушению пожара керосином — ведь очевидно, что чем меньше у народа прав, тем сильнее те самые настроения равнодушия и пофигизма, против которых сами же власти (не без оснований) предостерегают. Степень отчужденности страны от государства, народа — от «начальства» сейчас достигает показателей советского периода.

       Возможно, это то, к чему нынешние власти стремятся. Но они сильно недооценивают то обстоятельство, что современные российские граждане несравненно мобильнее, информированнее, экономически самостоятельнее типичных homo soveticus, и классические оруэлловские догмы тоталитаризма («свобода — это рабство», «мир — это война», «знание — это невежество»…) значительной частью населения уже никак не воспринимаются.

       Народ не так жалок, как представляется властям. Это власти гораздо более жалки, чем думал о них народ. Думал до августа сего года — теперь иллюзий поубавилось, конечно.

      

       Самозахват гаранта в заложники

       Чтобы достойно встретить вызов исламистских бандитов, Путину и его сослуживцам надо было бы на самом деле подружиться со своим народом. А для этого: быть с народом честным; серьезно расследовать все теракты и наказать (а не выгораживать) прос…вшие всё органы; начать реальную борьбу с коррупцией и радикальную реформу всех силовых структур; повести умную политику на Кавказе и перестать использовать людей как пушечное мясо…

       Как бы не так! Вместо того чтобы уважить народ и разделить с ним бремя ответственности, власти в очередной раз вытерли об население сапоги и отшвырнули его в сторону, зато всю ответственность Путин взял на себя. Во дает!..

       Тут возможны две версии.

       Если наш президент вообразил себя абсолютным монархом, великим диктатором или хотя бы товарищем Ким Чен Иром — ему необходимо серьезно отдохнуть.

       Если же решение было «типа продуманным и взвешенным», то квалифицировать его можно не как смелое и благородное, а как сугубо БЕЗответственное, глупое и недальновидное. Потому как «коротка кольчужка».

       Явившийся в результате закулисного кесарева сечения и взращенный пиаром, как лидер Путин слаб. Его силовики, преуспевшие исключительно во мздоимстве и борьбе с гуманитариями (вспомните хотя бы одну (!) успешную военную, спасательную или специальную операцию за последние годы!), — еще слабее. Выражаясь приблатненным языком, Путин и компания категорически не в состоянии (т. е. в натуре слабо?) отвечать за базар.

       Своими трусливыми поступками и высокомерными посулами они сами себя загнали в угол, и теперь им остается только молиться боженьке, чтобы пронесло. Молиться о том, чтобы все боевики ушли в бессрочный отпуск — ведь стоит им опять вылезти, как ненаказуемые органы снова дадут маху. Молиться о том, чтобы выборы в США выиграл путинский брат по разуму и психике Буш-младший: в случае победы Керри Америка объединяется с Европой в осуждении антидемократической, кровожадной и т. п. политики Путина, и тут уже никакой Берлускони не спасет его от глобальной изоляции. Молиться о том, чтобы держались запредельные цены на нефть: иначе лучезарным рапортам о «подъеме экономики» и шальному росту личного благосостояния элиты придет конец. Молиться о том, чтобы измотанный жизнью и обдолбанный политтехнологиями народ не осознал, что король голый; а осознав, не осерчал бы и не вздумал примерить на него полосатую одежку…

       Все это — НЕ во власти Путина и администрации.

       А во власти и под контролем — всего лишь гуттаперчевые Дума, ЦИК, Совет Федерации. Вот ими-то они смело и орудуют, трясут и груши околачивают. Примерно как тот малый, который упорно ищет потерянные где-то в потемках ключи под единственным в округе фонарем.

      

       Гражданская (оп)позиция

       «Если б не терпели, по сей день бы пели. А сидели тихо — так разбудили лихо» (Саша Башлачев). Главное — не терпеть, не молчать, не трусить. Да, Совок явился нам опять во всем своем дизайне — с деревянной ручкой и железным загребалом. Причем теперь у него есть и теневой браток-напарник, кличка — Гексоген. Рядовому гражданину РФ придется держать оборону на два фронта: бдеть, чтобы не взорвали отморозки-нелегалы, и защищать честь с достоинством от легализованной опричнины.

       Я был бы рад поддержать власть в борьбе с терроризмом, но власть представила более чем убедительные доказательства того, что защищать она будет только самоё себя.

       Пациенты не должны заправлять дурдомом. Только наша гражданская солидарность сможет остановить и буйных зомби, и страдающих манией величия.

      

       Артем ТРОИЦКИЙ, обозреватель «Новой»

    «Новая газета»   № 69

20 сентября 2004 г.

СОРТИР, ВЕРТИКАЛЬ, КЛИНИКА,

или ПАЦИЕНТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАПРАВЛЯТЬ ДУРДОМОМ

"Новая газета"

***