Два года назад Лев Хасис возглавил совет директоров Торгового дома “Перекресток”. В тот момент “Перекресток” считался крупнейшей по объему продаж продуктовой сетью в России. Но в 2001 г. на российский рынок вышла немецкая группа Metro с форматом cash & carry, резко увеличила оборот “Пятерочка”, а в Краснодаре подросла сеть “Магнит”. По итогам 2003 г. Объединенная финансовая группа (UFG) в своем рейтинге поставила “Перекресток” на 4-е место после этих трех сетей. На 5-м оказался “Седьмой континент”, вплотную приблизившийся к “Перекрестку”…

Пару лет назад “Перекресток” обгонял своего основного конкурента — “Седьмой континент” и по торговому обороту, и по количеству магазинов. Но недавно “Седьмой” присоединил 17 универсамов “Петровский”, а потом еще выкупил три магазина “Семен Семеныч”. Это изменит расстановку сил на рынке?

— Думаю, что нет. Мы открываем новые магазины и в Москве, и за ее пределами. В этом году оборот компании увеличится относительно прошлого года примерно на 80%. И это не учитывая возможные слияния и поглощения, переговоры о которых мы ведем. Эффективность тоже растет, и чистая прибыль компании увеличится примерно в два раза. Я считаю, что соотношение между компаниями “Перекресток” и “Седьмой континент” сильно не изменится.

Подход “Перекрестка” к сделкам в области M&A весьма прагматичен. Много вопросов: какой формат у потенциального партнера, каковы технологии, во сколько обойдется реинжиниринг, приведение к нашим стандартам, какой location у тех магазинов, которые мы приобретаем. И главное — насколько эффективна такая инвестиция. Мы не рассматриваем проекты, которые характеризуются показателями ниже установленного у нас уровня IRR (внутренняя норма доходности).

А вы не рассматривали возможность приобретения “Петровского”?

— “Петровский” — заметная компания. Мы располагаем только неофициальной информацией об условиях приобретения этой сети. Если эти данные достоверны, могу только поздравить владельцев “Петровского” с удачной сделкой. Мы считаем, что эти условия для покупателя экономически не обоснованы. К примеру, в пакете недвижимости есть только несколько действующих объектов формата супермаркета площадью более 1000 кв. м. Кроме желания резко продвинуться должна быть экономика.

Вы сравниваете “Перекресток” с “Седьмым континентом” по продажам с квадратного метра?

— Получить достоверную информацию сложно, поскольку ни одна компания, которая сегодня на российском рынке работает в нашей индустрии, не является публичной. Иногда некая сеть объявляет, что у нее выручка такая-то, а поставщики, с которыми мы работаем (а они, как правило, одни и те же), не могут подтвердить такие цифры. Показатели эффективности, выручки с квадратного метра, маржи, операционной прибыли, продажи на одного сотрудника, доли операционных расходов и затрат на персонал в товарообороте, достоверно известны далеко не по всем компаниям.

Считается, что в супермаркетах продажи составляют примерно $700 с квадратного метра в месяц. Каков этот показатель у “Перекрестка”?

— Информацию о конкретных параметрах эффективности мы предоставим, когда ведущие российские сети согласятся обменяться данными.

А с кем из западных компаний вы себя сравниваете?

— Например, с сетью Теscо в Польше, показатели которой для нас во многом являются ориентиром. Мы привлекали известную компанию I2 Technologies к оценке нашей системы поставок и анализировали показатели, в том числе Wal-Mart и Tesco. Более того, недавно принят на работу в качестве операционного директора “Перекрестка” ведущий специалист из европейского подразделения Tesco Павел Мусял.

В июне “Перекресток” продал франшизу сети “Продмикс” (восемь магазинов в Москве и Подмосковье). Многие участники рынка уверены, что на самом деле речь идет о поглощении сети “Перекрестком”.

— Мы давно приняли решение, что франчайзинг как способ развития пока не является для нас приоритетным (хотя сейчас 10 магазинов работают с нами по договору франчайзинга). Мы дорожим нашим брэндом. Если какой-то недостаток будет во франчайзинговом магазине, как потом объяснять покупателям, что это произошло “не совсем в нашем “Перекрестке”? “Перекресток” и в Африке должен быть “Перекрестком”.

“Продмикс” юридически самостоятелен, мы предоставили им франшизу, и они работают в ее рамках. Нам это выгодно, увеличивает торговый оборот, а они получили доступ к современным технологиям.

А сколько стоит франшиза “Перекрестка”?

— Мы пока не тиражируем франчайзинг в “промышленных” масштабах. Каждое соглашение индивидуально. В частности, мы ведем переговоры с некоторыми серьезными региональными компаниями, которые хотят с нами работать. Обсуждаются даже варианты предоставления франчайзинга не на магазин, а на регион — в районе Урала и восточнее. Например, в рамках СП с нашим обязательством выкупить долю партнера при достижении неких заранее оговариваемых объемов.

Почему было принято решение активно развивать малый формат “Мини-Перекресток”? “Перекресток” же отказался от него в 2000 г.

— “Перекресток” оказался от дискаунтеров. Мы развиваем один формат — супермаркет, который имеет три размерных ответвления: “супермаркет плюс” (гипермаркет), мини-супермаркет и супермаркет. Во всех магазинах у нас одинаковые маркетинговый подход и коммерческая составляющая, одна целевая группа покупателей, единый подход к производству готовой кулинарии и организации бизнес-процессов, логистике.

В “Мини-Перекрестках” ассортимент — до 8000 наименований, при этом соотношение food/non food составляет 95% и 5%. В супермаркетах ассортимент — до 20 000 наименований с широким представлением собственного производства. И 80% на 20% соотношение food/non food. А в “супермаркетах плюс” — не менее 35 000 наименований, максимально представлена готовая кулинария и соотношение food/non food — 60% на 40%.

В Москве есть еще торговые сети, которые вам интересны?

— Только в столице есть порядка 10-12 сетей, которые нам интересны с точки зрения приобретения либо партнерства. В регионах таких сетей десятки.

В регионы “Перекресток” вышел намного раньше других сетей. Это дает сети какое-то преимущество?

— Мы приняли решение идти в крупные города европейской части России, прежде всего с населением более 500 000. Начали осваивать Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару, Тольятти, Волгоград. В ближайшее время начнем открывать магазины на юге — в Ростове-на-Дону, Краснодаре, в центральной части России — Липецке, Воронеже.

Опыт компаний сотовой связи показывает, что в Москве они достигли максимума, и основной прирост идет за счет регионов. С ритейловыми сетями будет похожая ситуация, но это не значит, что мы снижаем активность в Москве и Московской области — самых платежеспособных и привлекательных регионах. Причем Подмосковье сейчас для нас такой же важный регион, как и Москва.

Ваша оценка насыщенности рынка и ближайших перспектив?

— В Москве мы все чаще встречаем ситуацию, когда в пешеходной досягаемости находятся несколько магазинов разных сетей. В Подмосковье подобная концентрация будет достигнута в течение 3-5 лет, в регионах — через 5-7.

Начинается эволюция по Дарвину. Лучшие выживут, а те, кто не сможет приспособиться к быстро меняющемуся миру, исчезнут. Лет через 10 в России останутся 5-6 сетей федерального масштаба, из них скорее всего большая часть будут глобальными. В Восточной Европе крупных локальных сетей практически нет, все они были поглощены иностранными компаниями. Думаю, что у нас часть сетей может сохранить серьезное российское участие. Все остальные будут отставать на порядок.

В силу ряда причин глобальные сети с выходом на российский рынок задержались, и это дало отечественным компаниям реальный шанс. Сейчас ситуация меняется. Auchan и Metro-Real уже пришли, другие присматриваются. В ближайшие два-три года ожидается появление на рынке очень серьезных операторов. Со стратегией входа на рынок они еще, видимо, не определились. Нам, например, поступают различные предложения от международных сетей. Акционеры “Перекрестка” считают теоретически возможным создание партнерства с крупной западной компанией, но выходить из такого быстро растущего бизнеса в ближайшее время не только не планируют, но и, наоборот, предполагают осуществлять дополнительные инвестиции в компанию. Поэтому периодически появляющиеся слухи о том, что кто-то купил “Перекресток”, безосновательны.

В 2002 г. вы продали принадлежавший вам контрольный пакет ЦУМа, а весной этого года “Альфа-групп” продала контрольный пакет ГУМа. Будете ли вы заниматься аналогичными проектами?

— Оба проекта были достаточно оппортунистическими — была возможность, и мы ее реализовали. Планировать такие сделки очень непросто. Все может быть.

— Почему вы остались в совете директоров ГУМа?

— Мой друг Миша Куснирович посчитал, что мое участие в совете директоров ГУМа необходимо. Он предложил — я согласился.

В следующем году будет приватизирован Дом ленинградской торговли. Этот объект вам интересен?

— ДЛТ довольно привлекательный объект, и мы уже обсуждали наше возможное участие в его судьбе, в том числе с губернатором Валентиной Матвиенко. У нее четкая позиция: любая приватизация должна вестись в рамках открытого конкурсного процесса. Когда конкурс по ДЛТ будет объявлен, мы, возможно, примем в нем участие.

А как вы попали в совет директоров Moscow City Center (генеральный инвестор Центрального ядра комплекса “Москва-Сити”)?

— Нам с Александром Косьяненко (гендиректор “Перекрестка”. — “Ведомости”) предложили войти в состав совета директоров компании, потому что у нас есть опыт в подобного рода бизнесе. Мы согласились, поскольку планируем разместить там большой супермаркет “Перекресток”. Сейчас подготовлен совместно с компаниями Ernst & Young и Colliers International весьма привлекательный бизнес-план реализации всего проекта “Центральное ядро “Москва-Сити”.

Правда, не так давно были публикации по поводу взаимоотношений Министерства природных ресурсов России и мэрии Москвы в части проекта “Москва-Сити” в целом. Выяснилось, что там якобы существует сейсмоопасная зона… Потом было много опровержений. Все это не могло не повлиять на инвестиционную привлекательность комплекса. Не все просто и с согласованием условий инвестиционного контракта между МСС и соответствующими структурами московского правительства. Думаю, в течение сентября станет понятно, можем мы согласовать все условия контракта или нет. Переговоры тянутся уже очень давно, и нужно приходить к какому-то решению.

“Перекресток” будет вкладывать средства в этот проект?

— “Перекресток”, как и в других проектах, готов инвестировать в МСС в объемах, которые соответствуют площадям, которые он будет занимать.

А личные средства вы туда будете вкладывать?

— Нет. Если “Перекресток” будет вкладывать деньги, то мы с Косьяненко как физические лица не станем инвесторами, иначе возникнет конфликт интересов. Если же придет другой оператор, то тем более.

Периодически ваше имя появляется в разных проектах в области коммерческой недвижимости. Эта сфера доходнее, чем розничная торговля?

— Смотря что считать доходностью. У “Перекрестка” высокая рентабельность, но его акционеры еще ни разу не получали дивиденды. Прибыль всегда реинвестировалась в развитие компании. За 10 лет первоначальные инвестиции акционеров увеличились в десятки раз. Поэтому доход акционеров “Перекрестка” нужно считать по приросту стоимости компании.

Думаю, что в ритейле этот показатель значительно выше, чем в девелопменте. Это разные модели бизнеса, обе имеют право на жизнь. Если бы одна из них была на порядок лучше другой, то все бы занимались только розничной торговлей или только строительством.

“Перекресток” планировал в 2005-2006 гг. провести IPO. Ваши планы не изменились?

— Мы еще весной получили предложения от крупнейших мировых инвестиционных банков по осуществлению IPO. “Перекресток” полностью готов к этому. Несмотря на это, с учетом наших темпов роста принято решение осуществить публичное размещение акций позднее, через год-два.

О КОМПАНИИ

Компания Торговый дом “Перекресток” основана “Альфа-групп” в 1995 г. Сейчас она включает 75 магазинов в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и Волгограде. По данным самой компании, в 2003 г. ее оборот вырос на 35% до $450 млн. Состав акционеров “Перекрестка” не разглашается.

БИОГРАФИЯ

Лев Хасис родился в 1966 г. в Самаре. Кандидат технических наук, кандидат юридических наук. До 1994 г. — вице-президент АвтоВАЗбанка. В 1994-1998 гг. — гендиректор ОАО “Авиакор” (Самара), в 1996-1998 гг. работал по совместительству вице-президентом Альфа-банка. С 1999 г. — член совета директоров ЗАО “ТД “Перекресток”, с 2002 г. — председатель совета.

Юлия Ярош

Ведомости

20.09.2004, №170 (1210)

*