* Загадка смерти подозреваемого террориста

    * Губернаторы одобряют план Путина

    * СССР хотел создать командный пункт на Луне

Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по факту смерти Александра Пуманэ — задержанного 18 сентября жителя Ленинградской области, в машине которого в ночь на субботу обнаружили мощное взрывное устройство, сообщает «Независимая газета». Следствию предстоит ответить, при каких обстоятельствах Пуманэ получил повреждения, явившиеся причиной смерти.

Если выяснится, что Александр Пуманэ действительно скончался из-за побоев на допросе, это будет означать, что правоохранительные органы потеряли важнейшего свидетеля по собственной вине, продолжает тему газета «Известия». Подобного прецедента в практике борьбы с терроризмом еще не было. О том, какое наказание в этом случае ждет виновных, остается только догадываться, пишет газета.

Как удалось установить «Газете», Александру Пуманэ было 38 лет. Бывший военный. В 1988 году закончил училище подводного флота в Баку. Служил на Северном флоте штурманом атомной подводной лодки «Рязань». 4 года назад перевелся в Москву, почти сразу же в звании капитана второго ранга вышел в запас и осел в столице.

Издание обращает внимание на то, что по первоначальной информации спецслужб, взрывное устройство было снабжено антенной и пультом управления, то есть фактически могло сработать в любой момент. Но позже контрразведчики заявили, что бомба не была готова к подрыву, поскольку в ней не были установлены взрыватели.

Кстати, несмотря на очевидность того, что готовился теракт, прокуратура возбудила уголовное дело только по статье о незаконном хранении и перевозке взрывчатых веществ, отмечает «КоммерсантЪ». «Они (в прокуратуре — «Ъ») говорят, раз в схеме не было элемента питания, значит, и теракта произойти не могло, — пояснили газете милиционеры. — Само дело может касаться первых лиц государства, и в Моспрокуратуре не хотят раньше времени поднимать скандал. К тому же Пуманэ — офицер-подводник, а не какой-нибудь чеченский боевик. А объявлять российского офицера террористом сейчас никто не решится. За это можно и по голове получить».

Не была ли взрывчатка «нацелена» в Путина? — задает вопрос «Московский комсомолец». Ведь в дни, когда Путин работает в Москве, его кортеж проезжает мимо «Бородинской панорамы». Как объяснили газете специалисты, даже если в планах террористов было попытаться поставить заминированную машину по пути следования кортежа, взрыв вряд ли мог повредить бронированный пульман Путина.

Итак, в деле о новом предотвращенном теракте пока куда больше вопросов, чем ответов, констатирует газета. «Загадок и нестыковок столько, что ФСБ, очевидно, в очередной раз будут обвинять в неуклюжей попытке провести учения, аналогичные событиям в Рязани осенью 1999 года. Но едва ли кто-то поспорит с очевидным: Москва для террористов — по-прежнему лакомый кусок. И нового взрыва можно ждать в любую минуту», — пишет в заключение газета.

Губернаторы в восторге

Восторг, с которым главы российских регионов приняли инициативы Владимира Путина о назначении губернаторов президентом, поражает воображение, пишет «Независимая газета». Неожиданно выяснилось, что, оказывается, губернаторы не просто давно ждали своего назначения, они уже много лет упорно и настойчиво бомбардировали Кремль аналогичными инициативами.

«Еще при первой встрече с президентом в рамках Приволжского федерального округа я свои предложения обозначил», — цитирует газета, в частности, саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова.

«Независимая газета» отмечает, что поворот, то есть переход от всенародных выборов глав региональной исполнительной власти к выборам их региональными законодательными собраниями по представлению президента РФ, будет производиться постепенно, в течение по крайней мере четырех лет. «В боевом строю кораблей такой поворот неизбежно привел бы к полной неразберихе и потере управляемости. Сравнение, конечно, весьма условное. И тем не менее», — пишет газета.

«Газета» предлагает свое объяснение того, что губернаторы отнеслись к предложениям президента весьма позитивно, а некоторые и вовсе весьма искренне выказывали в связи с этим чувство «глубокого удовлетворения». «Для большинства региональных лидеров отношение к президентским инициативам было продиктовано понятным стремлением к политическому выживанию, ведь открыто перечить федеральной власти сегодня небезопасно с точки зрения дальнейшего продолжения карьеры», — считает газета.

«Новая газета», считает, что «избрание» губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента — такой же фарс, как «согласование» Госдумой кандидатуры премьера. Во всех вариантах, как и в ситуации с назначением премьера, губернатором станет тот, кого хочет видеть на этом месте президент.

Отказ региональных депутатов одобрить президентскую кандидатуру в лучшем случае приведет к тому, что президент сам назначит губернатора, а в худшем случае — к роспуску «непослушных» законодателей, не желающих помогать президенту в «борьбе с терроризмом». «Бороться с терроризмом можно, лишь устраняя его причины, к каковым в первую очередь относится непрекращающееся насилие в Чечне. Бороться же с терроризмом, усиливая президентскую власть, — все равно что пытаться вылечить сифилис, накачивая мускулы», — пишет в заключение газета.

Фавориты луны

Советские военные предполагали, что Луна — идеальный командный пункт, не подверженный ядерным ударам, пишет «Новая газета» о малоизвестном военном проекте тридцатилетней давности. Заместитель генерального конструктора Конструкторского бюро общего машиностроения Александр Егоров разрабатывал проекты первых поселений человека на Луне, которая, как оказывается, имела большое стратегическое значение для военных.

«На Луне, как известно, нет атмосферы. Поэтому взрыв атомной бомбы там будет неэффективен», — рассказывает он в интервью газете. «Взрыв — это волна сжатия, передающаяся по воздуху или какой-либо другой среде, значит, на Луне атомный взрыв ограничится яркой вспышкой, возможно, излучением. Наши военные предполагали: Луна — идеальный командный пункт, недосягаемый с Земли. Интересно, что позже мы узнали: аналогичные планы вынашивали американцы. Эти разработки обе стороны держали в строжайшей тайне».

Как рассказал далее Егоров, задача была следующая: поэтапно, используя транспортную космическую систему на базе ракеты Королева, вывести на орбиту Земли два космических аппарата, состыковать их в связку, которая полетит к Луне, чтобы построить лунное поселение.

Лунное поселение начиналось с нескольких доставляемых с Земли луноходов-убежищ. В них в течение первых тридцати дней должны были жить первые лунные поселенцы. На выбранном месте из доставляемых с Земли блоков космонавты-строители монтируют основное сооружение, в котором обеспечивается первым лунным поселенцам максимальный комфорт, сравнимый с жизнью на Земле.

Первый экипаж предполагался из четырех космонавтов, затем к ним присоединялись еще четверо. Так до 12 человек. Каждая четверка должна была работать на Луне в течение года. Некоторые системы жизнеобеспечения были замкнуты: очистка воды, газовой среды, производство продуктов питания. Разрабатывался блок специальной космической оранжереи.

На построение лунной базы ушло бы несколько десятков миллиардов долларов. Если американская лунная программа «Аполлон» тянула на 34 миллиарда долларов, то проект лунных поселений был в десятки раз дороже.

«Тогда наш генеральный конструктор академик Бармин поехал на доклад к Дмитрию Федоровичу Устинову, секретарю ЦК КПСС, отвечающему за оборону, — продолжает ученый. — Один из вопросов был о лунных базах. Я был ведущим специалистом по этому проекту. После доклада нашего руководителя пригласили меня. Устинов внимательно выслушал сообщения, посмотрел чертежи будущих лунных поселений и заметил: «У меня нет сомнений, что проект надо реализовывать. Но не дай бог о нем узнают американцы!» США были богаче, лунную гонку СССР не потянул бы».

С этого момента проект лунной базы стали задвигать. Хотя работы продолжались. Под Ташкентом был найден участок, похожий на лунный ландшафт. Организовали там филиал КБ для создания полигона по испытанию модулей лунной базы. Но работы над лунным поселением было решено законсервировать, затраты были неподъемны для советской экономики, рассказал Александр Егоров в интервью «Новой газете».

Обзор подготовил Сергей Кузнецов, Служба мониторинга Би-би-си

20 сентября 2004 г., 00:33 GMT 04:33 MCK

Би-би-си

*