Сегодня исполняется 70 лет новой Моне Лизе, как называл ее великий Федерико Феллини, – Софии Виллани Чиколоне-Лаццаро-Лорен. Она не любила свою фамилию и дважды придумывала себе псевдонимы. Однако в историю мирового кино актриса вошла как Софи Лорен. Сегодня ее превозносят не просто как кинозвезду, но как эталон женственности и красоты. Сама же она утверждает, что долго считала себя «гадким утенком».

София не любила себя. В детстве она никогда не смотрелась в зеркало – так ненавистно было ей отражение длинной, тощей, нескладной девчонки, затравленно озирающейся по сторонам. В школе ее дразнили «оглоблей», в лучшем случае – «зубочисткой». Прозвищами были исписаны ее парта, школьные туалеты и даже входная дверь ее дома. Она чувствовала себя полноценным гадким утенком и, когда в 14 стала превращаться в прекрасного лебедя, долго не могла в это поверить, продолжала дичиться людей. Но именно в это время она воспитывала силу воли и готовилась бросить вызов судьбе. «Не падать духом, не делать трагедии из неудач, проявлять упорство и выдержку, а также терпение и еще раз терпение» – с такими «установками» жила София, не теряя оптимизма.

В один прекрасный день, поборов застенчивость, она отправилась на конкурс красоты и, к своему удивлению, одержала победу. Потом в ее жизни больших и маленьких конкурсов было много. А с ними – бесконечные дефиле, фотосессии…

Много позже, снимаясь в картине «Готовое платье» («Pret-a-porte») Роберта Альтмана, Софи Лорен вспоминала о модельном прошлом с умилением: «Этот опыт мне пригодился». И все же один конкурс красоты 1949 года за звание «Мисс Неаполь» запомнился Софии особенно. Именно тогда ее впервые увидел режиссер и продюсер Карло Понти. Он предложил Софии сняться в кино и стать… его женой. С Понти Лорен живет до сих пор. «У нас всякое бывало, но я благодарна Карло за двух прекрасных сыновей. Это самое важное, что случилось в моей жизни, – не раз говорила Лорен, кокетливо добавляя, – кроме, пожалуй, «Оскара».

Поначалу Карло буквально «заставлял» жену заниматься сценическим искусством и соглашаться на любые предложения. Он также советовал ей укоротить нос и похудеть на два размера. Гордая София согласилась лишь поработать над своим неаполитанским акцентом. Она трезво оценивала и свои первые ничтожно маленькие роли, и сами фильмы, в которых ей изредка удавалось сыграть.

Главным мужчиной-режиссером своей жизни Лорен считает… нет, отнюдь не Понти, а Витторио де Сику. Именно он прославил ее на весь мир, сняв в картине «Золото Неаполя», а потом и в «Чочаре», принесшей Лорен премию «Оскар». На самом деле роль в «Чочаре» была написана специально для кинозвезды Анны Маньяни. Софи Лорен в картине предназначалась скромная роль дочери. Но Маньяни заявила де Сике: «Я просто не могу быть матерью такой оглобли. А если она вам так уж нравится, снимайте в главной роли ее». Де Сика не посмел ослушаться «бабушку» итальянского кинематографа и не прогадал.

На церемонии вручения «Оскара» в 1962 году, Лорен растроганно говорила: «Эту роль я посвятила своей маме. Она родила меня в нищете, скитаясь с бродячим театром по свету. Отец, тоже актер, отказался от меня, и мама воспитывала меня одна. Ей пришлось преодолеть немало трудностей – и голод, и отсутствие жилья, а на руках была я – маленькая и требовательная. Она, как и моя героиня Чезира из «Чочары», никогда не сдавалась и верила в провидение! Грация, мама, спасибо! И еще: грация, Витторио! Ты не только мой первый великий режиссер, не только актер, перед которым я преклоняюсь. Ты для меня гораздо больше: мой отец, мой учитель, мой наставник. Я тебя обожаю. За внешностью просто красивой девушки ты разглядел мой талант, научил меня работать, ты создал Софи Лорен!»

В 1991 году Софи Лорен получила еще одного «Оскара», но уже не за конкретную работу, а за «выдающийся вклад в киноискусство». Вторую золотую статуэтку актриса принимала более сдержанно: «Почти в 60 лет получить «Оскара» – наверное, не все могут дождаться подобного. Слава Богу, что у меня один уже есть. Хотя мне нравится мой возраст. Многие спрашивают, есть ли у меня какой-то особый секрет, не известный никому эликсир молодости. Знаете, я думаю, если бы и вправду существовал такой эликсир, доктору Фаусту не надо было бы продавать свою душу Мефистофелю».

Сегодня она чувствует себя по-прежнему молодой. В доказательство этого 70-летняя актриса, которой сыновья пока не подарили внуков, собирается удочерить девочку. «Заглядывать вперед, как всегда учил меня Карло, я пока могу. Девочка уж точно подарит нам внуков! – говорит Лорен. – А возраст… Моя мама умерла, когда ей был 81 год, и до конца своих дней выглядела великолепно. Да и я еще не прибегала к пластической хирургии. А гадким утенком, каким была в детстве, я уже никогда не позволю себе стать!»

МАША ДУБОВА

«Новые Известия»

20.09.04

понедельник

«Новые Известия»

***