Российские автомобильные предприятия смогут в ближайшем будущем конкурировать с японскими автомобилестроительными корпорациями. Об этом без тени иронии заявил в пятницу министр экономического развития и торговли Герман Греф после посещения Горьковского автомобильного завода.

Правда: на чем основывается такой оптимизм министра, не ясно. Скорее всего, Греф просто хотел сделать ГАЗу что-нибудь приятное. Тем более что автомобильное производство в России действительно растет. Правда, в основном, за счет активности иностранных производителей. По данным Минпромэнерго, ни один российский завод в этом году не увеличил производство более чем на 10%. Зато работающие на российской территории иностранные автомобилестроители смогли нарастить производство в 1,5 раза. Как заявил недавно зам руководителя департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин, наибольшие темпы прироста производства легковых автомобилей наблюдаются на предприятиях, организовавших в России выпуск автомобилей иностранных моделей.

Кстати, в тот самый день, кода Герман Греф пророчил, что ГАЗ и ВАЗ вот-вот заткнут за пояс японцев, его французский коллега, министр экономики, финансов и промышленности Франции Николя Саркози сообщил, что французская автомобильная компания Renault намерена удвоить производство автомобилей в России и может вложить в российскую экономику 230 млн. евро. Базой корпорации в России является российско-французское предприятие «Автофрамос». В прошлом году оно произвело 11 тыс. автомобилей, в этом должно собрать 16 тыс., а к 2010 году объем продаж Renault в России должен достигнуть 100 тыс. автомобилей. А недавно руководство французского концерна заявило о своей решимости стать полноценным хозяином «Автофрамоса», выкупив долю СП у московского правительства.

Но «Автофрамос» – только одно из шести действующих в России «отверточных» автомобильных производств. Кроме него успешно функционируют Ford во Всеволожске, «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти, калининградский «Автотор» (Kia и BMW), ТагАЗ (Hyundai) и «ИЖ-Авто», выпускающий Hyundai и Kia в Ижевске. Причем, производственные мощности всех этих предприятий загружены менее, чем на половину и поэтому увеличить объемы производства им довольно просто.

Между тем, Минпромэнерго ведет переговоры о создании сборочного СП с японским концерном Nissan. По словам Николая Сорокина, Nissan рассматривает возможность создания в России совместного сборочного производства легковых автомобилей, мощность которого может составить порядка 300 тысяч машин в год.

В качестве базы для будущего СП Минпромэнерго преложило японцам Елабужский автомобильный завод (ЕлАЗ) в Татарстане. ЕлАЗ уже давно ищет себе какого-нибудь иностранного инвестора, тем более что значительная часть производственных площадей на заводе пустуют. Одновременно делегация Приволжского федерального округа обсудила в Японии ту же тему с концерном Suzuki Motor. Как сообщила пресс-служба Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, Suzuki действительно рассматривает возможность строительства в Елабуге завода по производству малолитражных автомобилей.

Единственным российским автомобильным заводом, которому еще не удалось организовать СП с иностранцами, остается нижегородский ГАЗ. Напрасно на заводе надеялмсь, что Герман Греф поможет ГАЗу договориться с японцами. На прошлой неделе во время его визита в Нижний представители Nissan и Toyota действительно были на заводе одновременно с министром, однако тот поспешил лишить газовцев всех иллюзий, заявив, что его поездка носила ознакомительный характер, и никаких конкретных переговоров он не вел.

О том, что Toyota собирается строить завод в России, «РК» уже писал. В начале прошлой недели японская печать, со ссылкой на источник в компании, конкретизировала эти планы: завод, выпускающий малолитражки Corolla и машины для среднего класса Camry должен быть построен к 2008 году. Японские журналисты утверждают, что концерн вложит в проект 100 млн. долларов. Причем, российский завод Toyota станет дочерней компанией концерна, а от планов по созданию СП с российскими партнерами компания отказалась. Регион, где будет построен завод, Toyota до сих пор не выбрала. Таким образом, ГАЗ опять остался не удел. Кстати, в мае в Нижнем Новгороде побывала делегация Nissan , после чего вице-президент Nissan Патрик Пилата заявил, что на ГАЗе японская компания СП создавать не будет.

Время для развития автомобильной промышленности в России сейчас самое благоприятное. Высокие защитные пошлины, принятые против подержанных иномарок сочетаются с растущим платежеспособным спросом. Однако воспользоваться ситуацией смогли только зарубежные компании. Если год назад каждый шестой продававшийся в России новый автомобиль был иномаркой, то теперь — каждый четвертый. В прошедший четверг, представители крупнейшего отечественного производителя — АвтоВАЗа — с гордостью заявили, что за прошедшие месяцы продажи автомобилей у завода выросли на 2,5%. Между тем, по итогам года всего по России прогнозирует увеличение продаж на 10%.

Вполне возможно, что ГАЗу и ВАЗу мешает самостоятельность. В конце концов, сохранение самостоятельных автомобилестроительных предприятий в России противоречит общемировой тенденции. В конце 20-х годов ХХ века в мире существовало 270 автомобильных компаний (причем большинство из них были американскими). В настоящее же время во всем мире насчитывается всего 7 крупных и 3 средних автомобильных группы. Еще в 1986 году глава группы ФИАТ Агнелли прогнозировал, что к концу 90-х годов число автопроизводителей в мире сократится примерно до 6. И был недалек от истины: на долю 6 групп (GM, Toyota, Ford, Renault/Nissan, Volkswagen, DaimlerChrysler) приходится 70% глобальных продаж новых автомобилей.

Константин ФРУМКИН

«Русский курьер»

№ 375 2004-09-20

"Русский курьер"

*