Российские силовики с гордостью сообщили о том, что им удалось предотвратить в Москве ряд террористических актов, направленных против участников международной конференции мэров городов мира. Результаты операции: «арестованы» три подозрительные машины, одна из них оказалась заминирована. Задержан водитель, подрядившийся за деньги перегнать автомобили на Кутузовский проспект, но дать нормальные показания он не успел. Умер в «Склифе». По версии правоохранительных органов — от сердечного приступа, по утверждению московской прокуратуры — от побоев.

По данным Центра общественных связей ФСБ РФ, в субботу около 1.30 ночи в Гранатном переулке близ Патриарших прудов оперативники задержали водителя машины ВАЗ-21053, который вызвал у них подозрение: по всем признакам, мужчина находился под наркотическим опьянением. К тому же у него не было с собой водительских прав. При осмотре машины оперативники обнаружили взрывчатку: в левой дверце «пятерки» были спрятаны две мины МОН-50, а под сиденьем — 200-граммовая тротиловая шашка. Все взрывные устройства были объединены в единую сеть системой проводов с антенной и пультом управления. Для обезврежения бомбы взрывотехникам ФСБ пришлось применить водяную пушку. В салоне ВАЗа также находилась канистра, наполненная неизвестной прозрачной жидкостью, которая была отправлена на экспертизу.

По словам водителя «пятерки», 38-летнего жителя Санкт-Петербурга Александра Пуманэ, за вознаграждение в 1 000 долларов ему предложили перегнать эту и еще две машины — «Жигули» 7-ой модели и «Волгу» — на Кутузовский проспект к зданию музея Бородинской панорамы. Как утверждал задержанный, машины должны были быть взорваны во время посещения музея участниками конференции мэров городов мира.

«Семерка», по словам Пуманэ, находилась неподалеку — около жилого дома № 7 по Богословскому переулку. Силовики приняли решение срочно эвакуировать жильцов.

Москвичи, которым пришлось покинуть свои квартиры и перебраться в близлежащую школу, спросонья даже не поняли, что произошло. «Я проснулась около пяти утра от того, что кто-то настойчиво трезвонит в дверь. Открыла, на пороге стоит милиционер: собирайтесь быстрее и выходите на улицу. Мы схватили документы, кое-как одели ребенка и выскочили во двор, а там уже все соседи собрались. Нам повезло, у нас неподалеку родственники живут, мы пошли к ним, иначе я бы просто не знала, что и делать! В школе, где ночевало большинство соседей, нам с грудным ребенком пришлось бы трудно. Только утром из телевизионных новостей узнала я, что в машине, припаркованной около нашего дома, искали бомбу», — рассказала «РК» жительница дома № 7 Екатерина Тарасова.

Тревога оказалась ложной. В «семерке» оперативники никакой взрывчатки не обнаружили.

Не оказалось взрывчатки и в «Волге», припаркованной около станции метро «ВДНХ». По крайней мере, это утверждают сотрудники ГУВД Москвы. По другим данным, в машине все-таки была заложена бомба, которую, якобы, обезвредили взрывотехники ФСБ.

По факту обнаружения автомобиля, начиненного взрывчаткой, московская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 222, часть первая УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение и перевозка оружия и взрывчатых веществ). В настоящее время в Москве проводятся оперативно-следственные мероприятия.

Однако, скорее всего, мы так и не узнаем, каким образом машина, превращенная в бомбу, попала в центр Москвы. К сожалению, организатор неудавшегося теракта не предстанет перед судом: сотрудники правоохранительных органов так рьяно взялись за «выколачивание» сведений из Александра Пуманэ, что тот не выдержал. И умер. По первоначальной версии — от сердечного приступа. По данным московской прокуратуры смерть наступила в результате телесных повреждений.

Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3-ей статьи 286 частью 3 (превышение должностных полномочий) и частью 4-ой статьи 111 (причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть) УК РФ. Следствию предстоит ответить на вопрос: при каких обстоятельствах погибший получил повреждения, явившиеся причиной смерти. И кому было выгодно, чтобы задержанный не заговорил.

Ирина Мандрик

«Русский курьер»

№ 375 2004-09-20

"Русский курьер"

*