Предотвратительная работа. Главного подозреваемого забили до смерти. Успел ли он назвать заказчиков? ("МК" 20.09)
Серию терактов в Москве удалось предотвратить в субботу сотрудникам правоохранительных органов. По официальной версии, на сей раз террористы планировали взорвать заминированные автомобили в разных районах города. Причем в качестве мишеней выбирались не площади у станций метро или торговых центров, а… правительственные трассы. Именно поэтому сразу возникла версия, которую стараются не афишировать: на самом деле подрывники готовили покушение на президента страны. Впрочем, главный подозреваемый уже не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть это. Сразу после задержания его… забили до смерти!
В этой диковатой истории множество вопросов. Действительно ли спецслужбы спасли Москву от нового взрыва? Или же все случившееся — плохо срежиссированный спектакль? Разобраться в случившемся попытались журналисты “МК”. Вот что происходило в столице в эти три тревожных дня.
Шахидки на четырех колесах
Информация о возможном проведении в Москве терактов с использованием заминированных машин циркулирует в правоохранительных органах уже не первый день. Собственно, сразу после взрыва возле метро “Рижская” подобные ориентировки были разосланы во все ОВД. Была у этих “агентурных” данных и своя подоплека. Будто бы организаторы акций решили на время отказаться от услуг шахидок: у них слишком приметная внешность, а город сейчас перенасыщен милицией, и велика опасность провала. Так что женщинам-камикадзе приказано на время затаиться. А в ход решено пустить “машины-убийцы”, как это уже делалось в октябре 2002 года, когда нашпигованную взрывчаткой “Таврию” взорвали возле “Макдоналдса” у метро “Юго-Западная”. Тогда погиб 1 и пострадали 8 человек. Еще два подобных теракта в те же дни сорвались.
Стражи порядка тут же усилили контроль за транспортом, въезжающим в Москву. Параллельно сыщики всех околотков стали “напрягать” своих людей в криминальной среде, особенно автокрадунов. Мол, не было ли в последнее время подозрительных угонов? Не поступало ли соблазнительное предложение за солидный куш перегнать машину в какое-нибудь многолюдное место?
По нашим данным, именно такая информация поступила в конце прошлой недели в угрозыск ОВД “Пресненский”. Дескать, некий субъект затеял какую-то хитрую комбинацию с тремя машинами. И как раз в ночь на субботу будет эту комбинацию осуществлять.
Бомба в Гранатном переулке
“Некий субъект” — Александр Пуманэ, уроженец города Пушкина Ленинградской области, 15.02.1966 года рождения, — был задержан в ночь на субботу, вопреки официальной версии, вовсе не в Гранатном переулке. Его взяли чуть поодаль, в Богословском переулке, неподалеку от Пушкинской площади. Именно оттуда он собирался перевозить “пятерку” и “семерку” по заранее определенным местам. Гранатный же переулок “всплыл” в милицейской информации по вполне банальной причине. Именно по адресу Гранатный переулок, дом 3, расположено 83-е отделение милиции. И именно сюда доставили задержанного.
“Брали его без всякой возни, — сообщил “МК” источник в уголовном розыске. — Разумеется, с поличным: дождались, пока он сядет в “пятерку” и начнет движение”.
Пуманэ выглядел довольно жалко. Создалось впечатление, что он под кайфом: свою фамилию вспомнил не сразу, место проживания назвать отказался, порой вообще забывал, где он находится. Параллельно с допросом сыщики начали осмотр автомашины “ВАЗ-2105”. И обомлели.
В машине были обнаружены две мины “МОН-50” (у левой двери), а также 200-граммовая тротиловая шашка под сиденьем. Все это было соединено системой проводов с антенной и пультом управления. Кроме того, в салоне автомашины нашли канистру с бензином.
Все это хозяйство обезвредили пиротехники. Сразу же после этого специалисты помчались еще на два адреса, где приготовлены для перегонки заминированные машины — в Богословский переулок, где стояла “ВАЗ-2107”, и на улицу Кибальчича, где была припаркована “Волга”. Именно эти адреса назвал Пуманэ (впрочем, первый адрес оперативники знали и без него). В Богословском переулке пришлось даже эвакуировать жильцов одного из домов. Но в тех машинах взрывчатки не оказалось.
Острая террористическая недостаточность
Рассказать о себе и своих партнерах Пуманэ успел очень немногое. Ближе к утру он почувствовал себя совсем плохо — “скорую” вызвали прямо в отделение. С комой неизвестного происхождения задержанного доставили в НИИ им. Склифосовского.
— Увидев больного, мы просто обалдели, — признались “МК” на условиях анонимности врачи больницы. — Да на нем живого места не было! Ушиб головного мозга, перелом основания черепа, всевозможные гематомы мягких тканей: поясницы, ног… Конечно, мы сразу поместили его в реанимацию. Но травмы оказались слишком серьезными. В 8.30 констатировали смерть.
А спустя три часа информагентства распространили информацию о том, что Пуманэ скончался от… острой сердечной недостаточности! Дескать, был наркоманом, когда задержали, испугался, сердце не выдержало, и вот вам летальный исход. Только спустя сутки представители прокуратуры признали, что Пуманэ сильно избили. Наш источник в правоохранительных органах подтвердил это еще в субботу.
— Да вы что! — гнев одного из ответственных работников ГУВД столицы буквально сочился из телефонной трубки. — Кому его бить? Сыщикам? Они же не враги себе, им, наоборот, нужно было из него вытянуть максимум информации. Дознавателю? У нас половина дознавателей — женщины. И как вы себе это представляете? Ответственно заявляю: никто этого Пуманэ бить не собирался. А что до телесных повреждений… У нас неоднократно случалось так, что внешне человек выглядит вполне нормально, ходит, говорит, дает показания, а потом вдруг умирает. Проводим вскрытие — а у него внутри все отбито. Очень возможно, что Пуманэ избили еще до ареста. И таким образом “подготовили” к проведению теракта.
Наверное, и эта версия имеет право на жизнь. Но чаще все-таки случается другое. Немудрено, что прокуратура ЦАО возбудила дела по двум статьям УК — превышение служебных полномочий и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом.
Камикадзе с подводной лодки
На допросе Пуманэ успел рассказать, что за 1 тысячу долларов США должен был доставить машину с бомбой к музею “Бородинская панорама”. Более того, хотя официально “МК” это не подтвердили, мужчина якобы назвал и тех, кто попросил его об этом!
Кто же такой Александр Пуманэ?
Как рассказали нам соседи покойного, капитан второго ранга в запасе Александр Пуманэ принадлежит к семье потомственных военных моряков. Закончил в Баку училище подводного плавания. Его отец также подводник, уроженец Баку, и, очевидно, этим объяснялся выбор места учебы.
Затем Александр служил штурманом на Северном флоте. По неофициальным данным, одно из мест его службы — атомная подлодка “Рязань”.
— Мы его почти не видим, — добавляют соседи. — Жил он на севере с женой. А детьми занимается бабушка. Знаете, очень почтенная женщина. У нее два внука, 6-летний мальчик и 12-летняя девочка, так бабушка с них пылинки сдувает, в разные секции водит…
Как же уважаемый подводник мог стать пособником террористов?
По некоторым данным, после 2000 года Пуманэ вышел в запас и перевелся в Москву. С тех пор его следы теряются. А вот один из бывших сослуживцев Пуманэ проходил по базам данных петербургского РУБОПа как связь известного криминального авторитета Боба Инкассатора (Бориса Иванова), имеющего отношение к “тамбовской” ОПГ. В 1993 году он вместе с Ивановым и подельниками задерживался по факту вымогательства и мошенничества в особо крупных размерах. В конце 2003 года Борис Иванов был осужден горсудом Петербурга к длительному сроку лишения свободы по ряду статей УК РФ.
Так вот, по информации питерских журналистов, с взрывоопасной просьбой к Пуманэ обратились… также двое бывших сослуживцев, уроженцы Азербайджана, с которыми Александр вместе учился в Баку и потом служил на флоте.
Но и это еще не все. По некоторым сведениям, еще одна машина марки “Фольксваген”, также начиненная взрывчаткой, ушла в Петербург. В связи с этим объявлен в розыск предполагаемый водитель, Андрей Кротов 1977 года рождения. Якобы он отправился в Северную столицу в рамках той же операции, в которой участвовал в Москве Пуманэ. И значит, следующего ЧП можно ждать в городе на Неве.
Направление смерти
По своей сути взрывное устройство, изъятое в “пятерке”, очень похоже на то, которое сработало в автомашине “Таврия” возле “Макдоналдса” осенью 2002 года.
Вот как охарактеризовали бомбу эксперты-взрывотехники научно-технического центра “Взрывоустойчивость”:
— Использовались две направленные мины МОН-50, соединенные с тротиловой шашкой. Это говорит о том, что взрыв должен был быть очень мощным. При этом роль тротиловой шашки — разрушение самой машины, а осколки мин — шарики и ролики — должны были создать поражающий эффект. Сектор поражения у каждой мины — 54 градуса, дальность разлета осколков — до 50 метров. Чтобы привести устройство в действие, достаточно было замкнуть радиопередатчик.
Эксперты очень сомневаются в том, чтобы водитель машины не знал о перевозимой им бомбе:
— Видите ли, эффективность МОН-50 сильно зависит от того, насколько точно она направлена. В верхней ее части имеется прицел, поле зрения которого показывает саперу зону поражения. Если целью взрыва было не просто взорвать автомобиль, а поразить кого-то за его пределами, то удобнее всего было установить мины на заднем сиденье и в багажнике. В этом случае дополнительный эффект создали бы и выбитые стекла, и металлические части кузова. Здесь же у машины расположен и бензобак.
Черный день Бородина
Чего именно хотели добиться террористы? Допустим, их план удался и две машины — “ВАЗ-2105” и “ВАЗ-2107” — взорвались на Кутузовском проспекте, возле музея-панорамы “Бородинская битва”. Но кого здесь взрывать? Найти ответ на этот вопрос мы попытались в самом музее.
Пятница — единственный на неделе выходной день “Бородинской битвы”. В ночь с пятницы на субботу в здании находились лишь два охранника: Виктор Губин и Владимир Мастерских.
— Ночью, примерно в пять утра, подъехала милицейская “Газель”, — говорит Владимир Мастерских. — Нам сказали, что была найдена машина “ГАЗ-3110”, начиненная взрывчаткой. А по свидетельству задержанного, другая машина направлялась в сторону Кутузовского проспекта. Быстренько провели инструктаж, сказали, что надо быть побдительней, попросили обойти вокруг здания музея, посмотреть: нет ли подозрительных машин.
— У нас вообще запрещена парковка машин, — добавляет Губин. — В наши обязанности как раз и входит отгонять автомобили от здания музея. За весь день никаких подозрительных машин нами замечено не было.
Администратор музея Галина Рыбченко, дежурившая в субботу, говорит, что уже утром об инциденте никто не вспоминал. Работа велась в обычном режиме.
Кстати, по словам Рыбченко, суббота — как правило, самый “горячий” день для работников музея. К 12 часам здесь может одновременно собраться до 300 человек. А значит, и место для теракта подобрано не абы как.
По другой версии, начиненные взрывчаткой автомобили предназначались для мэров, приехавших в Москву на конференцию “Дипломатия городов”. Якобы сам Пуманэ признался следствию, что механизм должен был сработать в момент посещения Лужковым и его гостями “Бородинской панорамы”.
Информация тут же была процитирована мировыми СМИ. Еще бы! Выходит, доблестные сотрудники органов сумели предотвратить теракт, умышленно направленный на иностранцев. Однако, сопоставив факты, эту версию приходится признать не просто сомнительной, а откровенно бредовой…
Конференция мэров “Дипломатия городов” действительно должна была завершиться в субботу. Однако основные участники (в том числе мэры Парижа, Лондона и Берлина) разлетелись по своим столицам, не дождавшись официальной церемонии закрытия. Юрий Лужков на выходные также не планировал никаких мероприятий. По сложившейся традиции он ушел в краткосрочный отпуск, дабы отпраздновать свой день рождения (21 сентября градоначальнику исполнится 68 лет) в кругу семьи и ближайших друзей. Остальным иностранным гостям, по словам представителей оргкомитета конференции, в субботу было предложено совершить теплоходные экскурсии по Москве-реке. Посещение “Бородинской панорамы” в программе ни одной из групп запланировано не было.
Ну а если б все-таки было?
— Участников конференции охраняли по высшему разряду… Все передвижения по городу осуществлялись в сопровождении милиции. За каждым мэром велось постоянное визуальное наблюдение. Все объекты в Москве, которые они посещали, заранее обследовались кинологами с собаками. Если бы у нас в программе значилось посещение “Бородинской панорамы”, все посторонние машины с парковки музея и прилегающих территорий были бы эвакуированы, — сообщили “МК” в столичной мэрии.
В самом ГУВД “мэрскую” версию также опровергают: “Версия, конечно, красивая, геройская. Но задержанный никаких подобных показаний не давал. Он вообще утверждал, что ничего не знал о смертоносном грузе “пятерки”. И тем более невероятно, чтобы заказчики преступления снабдили его такой подробной информацией о том, кому и зачем этот груз предназначается”.
Наконец, при словах “Кутузовский проспект” и “теракт” сразу вспоминаешь о том, что Кутузовский — президентская трасса. Не была ли взрывчатка “нацелена” в Путина?
Как известно, на прошлой неделе ВВП ездил в Астану на саммит глав СНГ. Вернулся он в четверг, около 18.00. Обычно, если у ВВП нет срочных дел в Кремле, он едет из “Внуково-2” домой, в Ново-Огарево. Сначала по Киевскому шоссе, а затем через МКАД кортеж перебирается на Рублевку. При этом и шоссе, и кольцо, а также все дороги, проходящие над ним или под ним, перекрывают. Кутузовский проспект в этом случае в маршрут президента не входит.
Но в обычные дни, когда Путин работает в Москве, его кортеж проезжает мимо “Бородинской панорамы”. Как объяснили нам специалисты, даже если в планах террористов было попытаться поставить заминированную машину по пути следования кортежа, взрыв вряд ли мог повредить бронированный пульман Путина.
Итак, в деле о новом предотвращенном теракте пока куда больше вопросов, чем ответов. Использование сразу трех машин, минирование лишь одной из них, странная личность исполнителя терактов, его загадочная смерть через пару часов после ареста… Загадок и нестыковок столько, что ФСБ, очевидно, в очередной раз будут обвинять в неуклюжей попытке провести учения, аналогичные событиям в Рязани осенью 1999 года. Но едва ли кто-то поспорит с очевидным: Москва для террористов — по-прежнему лакомый кусок. И нового взрыва можно ждать в любую минуту.
Московский Комсомолец
от 20.09.2004
Репортеры “МК”
***