Страна находится в нескольких шагах от диктатуры, — утверждают правозащитники и представители демократических партий. Поводом для таких высказываний стали последние выступления Президента Владимира Путина.

Конечно, для простого обывателя гораздо интереснее, где купить дешевую картошку и стиральный порошок, чем заниматься политологическим анализом. Это и понятно – личные заботы куда важнее, чем заботы государственные. Здесь бы наверное, вполне уместно перефразировать знаменитое высказывание «Государство – это я». В том значении, что для каждого из нас наша семья – это микрогосударство, проблемы которого для нас гораздо важнее и существеннее, чем проблемы нашей страны.

Каждый из нас слышал о трагедии в Беслане. Несколько моих знакомых, умышленно не смотрящих телевидение и не слушающих радио, не смогли остаться в информационном вакууме. О трагедии говорили все – дома и на работе, в общественном транспорте и в супермаркетах. А вскоре, не успела страна похоронить жертв бесланской катастрофы, наш Президент выступил с заявлением о мерах по укреплению государственности в стране и о борьбе с терроризмом. Президента можно понять – его заявления – адекватный ответ террористам. Сказанные Путиным слова о реформировании силовых структур с целью более активного противодействия возможным угрозам со стороны террористов, справедливы.

Соединенные Штаты Америки и многие страны Евросоюза выказали озабоченность в связи с возможным свертыванием демократических институтов в России. По реакции Запада видно, что страны Евросоюза опасаются возврата России к тоталитаризму. Об этом же говорили и лидеру двух, казалось бы, противоположных по идейным компонентам политических партий: «Яблока» и КПРФ.

В это же время некоторые депутаты Государственной Думы заговорили о необходимости рассмотрения вопроса о восстановлении на территории России смертной казни. Также ряд депутатов выступил с инициативой срочной (!!!) разработки законопроекта, запрещающего средствам массовой информации – в первую очередь, телевидению и радио, вести прямые репортажи с мест терактов. В этом предложении уже угадывается скрытый намек на институт цензуры. Во время страшной трагедии «Норд-Оста» телеканал «РенТВ» вел прямую трансляцию от театрально-концертного центра на Дубровке. Журналисты работали по 24 часа в сутки, обеспечивая прямые включения, поставляя телезрителям оперативную и объективную информацию. Сегодня же выпуски новостей на ОРТ и РТР похожи друг на друга как близнецы-братья. Телеканал «НТВ» тоже уже не может похвалиться абсолютной независимостью. Внимательные телезрители поймут, о чем я говорю. Пожалуй, сегодня разве что лишь интернет сохранил так нужный компонент информационной свободы.

Тревожно, что под лозунгом борьбы с терроризмом предлагается резко ограничить демократические свободы, лишить граждан прямо выражать свое отношение к власти: на свободных выборах. Не хочется быть пророком, но, судя по настроениям журналистов центральных каналов, говорящих, что Самарская область может стать первым российским регионом, глава которого будет назначаться по рекомендации Президента, такой прогноз вполне может сбыться уже в самое ближайшее время. В минувший понедельник Владимир Путин предложил отменить выборы губернаторов, а также ввести пропорциональную систему выборов в Госдуму, исключающую депутатов-одномандатников. Понятно, что такие меры, хоть и объясненные Президентом необходимостью укрепления властной вертикали перед лицом террористической угрозы, на самом деле ослабят и без того хилые демократические принципы в нашей стране.

В прошлую пятницу в Самаре группа активистов Национал-Большевистской Партии (более известной как «Партия Лимонова») провели акцию протеста у стен областной администрации. Правда, акция, на мой взгляд, напоминала провокацию, устроенную нбпэшниками для собственного пиара. Двое молодых людей – юноша и девушка, приковали себя наручниками к ограждению памятника, известного как «Паниковский с гусем». После чего начали выкрикивать лозунги. Когда сотрудники милиции вежливо попросили протестантов расковать наручники и удалиться, молодые люди начали оскорблять правоохранителей. В результате – участники акции протеста были задержаны за хулиганство. И действия милиции можно понять, и кстати – оправдать. Поскольку на демократическом Западе устроители акций протеста заблаговременно оповещают о них представителей власти. Чтобы избежать разных конфликтных ситуаций. А у нас НБП устраивает акцию «Россия без Путина» ради очередного скандала. Причем – скандала дешевого. К слову сказать – в Самаре подобные шумные акции, напоминающие черный пиар, устраивают одни и те же люди. Которые периодически провоцируют сотрудников силовых структур на конфликты. На моей памяти редкий митинг НБП в Самаре обходился без конфликта с милицией. Я не поборник тоталитаризма и против превращения нашей страны в полицейское государство. Но, на мой взгляд, самарская милиция должна присмотреться к организаторам подобных акций. Люди, устраивающие подобные скандальные шоу в центре города, стремятся видимо, к одному – предстать в роли обиженных властью, пострадавших от действия работников силовых структур. Хотя на самом деле, милиционеры выполняют свою работу. А вот «протестанты» наоборот – создают себе скандальный имидж. Чтобы потом везде, где только можно, говорить о попрании прав человека, о преследовании и прочем, прочем, прочем.

Верно сказала правозащитник Людмила Алексеева: сейчас очень опасно ввязаться в умело подстроенную провокацию. Нужно не откликаться на призывы сомнительных «правозащитников», устраивающих пиар-представления. Надо просто жить в ладах с совестью. Во всяком случае, убежден: если в нашей стране реально возникнет угроза диктатуры, в крупных городах тотчас произойдут стихийные митинги, как в Чехии в 1968 году, во время знаменитой Пражской весны. Только вот не хотелось бы, чтобы Россия дошла до такого варианта событий.

Вячеслав Карпатский

*