Американки уходят на вольные хлеба
В США наблюдается предпринимательский бум среди прекрасной половины населения страны. Ежедневно по всей стране женщины открывают 424 новых предприятия, что более чем в два раза превышает количество предприятий, которое основывают мужчины.
Согласно данным Центра Исследования Женского БизнесаCenter for Women’s Business Research (CWBR), за последние семь лет — с 1997 по 2004 год — опережающими темпами растет численность наемных работников на частных предприятиях, которыми владеют женщины: этот показатель увеличился на 24%, а для частных предприятий в целом он вырос на 12%. Среднегодовой рост доходов частных компаний, которыми владеют женщины, составляет 5.6%, что заметно выше среднестатистического показателя — 4.8%.
На сегодняшний день в 48% частных компаний США женщины владеют половиной или более акций. В 1997 году доля таких компаний была несколько ниже — 44%. В прошлом 2003 году из 100 наиболее быстрорастущих частных кампаний малого бизнеса 6 предприятий были основаны женщинами. В 2004 году таких компаний насчитывалось 14. Более половины частных предприятий, которыми владеют женщины, сосредоточены в обслуживающем секторе. 4.9 млн. из этих фирм, или около половины — 45%, — работают в сфере услуг, еще 1.8 млн., или 16.8% — предприятия розничной торговли, около миллиона, или 8.9%, работают в финансовой сфере, страховом бизнесе или на рынке недвижимости, 6% предприятий работают в строительстве. Еще около 1.4 млн. бизнесов, или 12.5%, функционируют в других сферах обслуживающего сектора экономики.
На протяжении 1997-2004 годов наиболее значительный рост частных предприятий, которыми руководили женщины, наблюдался в строительной сфере — 30% роста, в транспортной, коммуникационной и коммунальной отраслях — 28.1% роста, в сфере сельскохозяйственных услуг — 24.3% роста.
Ассоциация Women Presidents Organization объединяет компании, руководителями которых являются женщины, средний годовой доход таких частных кампаний приблизительно равен $11 млн., в них работает, в среднем, 195 человек, они находятся в бизнесе около 16 лет. Недавней опрос членов этой организации показал, что у 87% женщин-президентов бизнес идет в гору, 75% планируют нанимать новых работников в ближайшие полгода, а 71% предполагают истратить на новые технологии средств больше, чем в предыдущие годы.
И раньше женщины открывали частные предприятия, однако сегодня такие предприятия становятся успешными, поскольку все больше женщин имеет университетское образование и опыт работы в больших корпорациях. Например, сейчас на долю женщин приходится 45% дипломов о профессиональном образовании. Для сравнения, в 1965 году лишь 4% американок имели профессиональное образование. По данным CWBR, на сегодняшний день 65% женщин, открывавших собственный бизнес на протяжении последнего десятилетия, имели опыт работы в качестве менеджеров в больших корпорациях. Активизации женского предпринимательства также способствовало то, что ввиду роста конкуренции на рынке труда многие корпорации начали отказываться от дружественной, по отношению к семье, политики, которая в частности предполагала гибкий рабочий график для женщин-матерей.
Наиболее распространенной причиной, по которой женщины начинают свой собственный бизнес, является желание самой контролировать собственный бизнес, быть свободной от начальничьего диктата — эту позицию отметили 46% участников опроса, проведенного организацией CWBR. Другой причиной для 24% женщин было то, что в крупных компаниях они чувствовали “стеклянный потолок” — ограничение для карьерного роста. Еще 23% женщин увидели прибыльную нишу на рынке и решили заполнить ее.
«Спросите 12 женщин, почему они более успешны в бизнесе, чем мужчины, и вы получите дюжину разных ответов. Но если кто-то скажет, что женщина имеет естественное преимущество в годы экономических неурядиц, поскольку она более выносливая, то он окажется прав», — считает Томас СтэнлиThomas Stanley, автор книги “Женщина-Миллионер по Соседству”Millionaire Women Next Door. На протяжении долгого времени он проводил исследование, в результате которого выяснил, что основным качеством женщин-миллионеров, «сделавших себя», является настойчивость. Женщины привыкли работать более упорно, чем мужчины, они более целеустремленны, более бережливы, часто они — изощренные финансисты.
Результаты исследования, проведенного Национальным Фондом Женщин Владельцев БизнесаNational Foundation for Women Business Owners в 1994 году, показывают, что существуют мужской и женский стили успеха в бизнесе. Мужчина-менеджер и женщина-менеджер думают по-разному, руководят по-разному и добиваются успеха по-разному. При этом эксперты подчеркивают, что оба стиля ведут к успеху. Вместе с тем, поскольку бизнес в США развивается в сходных экономических и культурных условиях и имеет свою специфику, отличную от других родов занятий, для группы предпринимателей характерны общие черты, независимые от половых различий. В целом группа предпринимателей заметно отличается в своих установках и привычках от остальной части населения — им свойственны логичность и аналитичность в принятии решений.
Если же говорить о различиях, то 53% женщин-владельцев бизнесов в большой степени полагаются на интуицию. Такой стиль оказывается более творческим, он характеризуется ценностным подходом в ходе принятия управленческих решений (мужчины предпочитают опираться на логику). В исследовании также подчеркивается, что при некоторой акцентуации на интуитивный стиль принятия решения, бизнесвумен более склонна к целостному интуитивно-логическому стилю менеджмента. Также женщины, в большей степени (66%), чем мужчины (56%), перед тем как начать действовать, склонны перепроверять верность принятых решений, взвешивать варианты и оценивать последствия решений. Мужчины-предприниматели (44%), в большей степени, чем женщины (34%), склонны не столько рефлектировать по поводу принятых решений, сколько обращать внимание на внешние условия, влияющие на решение.
Женщины-предприниматели склонны описывать собственный бизнес в понятиях семейной жизни. Мужчины-предприниматели думают в терминах иерархической организации и главное внимание обращают на четкость правил и процедур. И мужчины, и женщины-предприниматели сходятся в том, что в бизнесе их более привлекает успех, нежели деньги, как таковые. Однако, женщина, в большой степени, получает удовлетворение от выстраивания отношений с клиентами и сотрудниками, и воспринимает это как успех. Мужчина же описывает успех как получение удовлетворения от хорошо сделанной работы и достижения цели. Некоторые исследователи связывают взрывной успех в развитии женского частного предпринимательства с нетрадиционным “женским” стилем ведения бизнеса.
17 Сентября 2004
Washington ProFile
*