После выступления президента Путина на расширенном заседании правительства с программой тотального политического переустройства прошло уже трое суток, но страна так и не получила ответа на весьма актуальный вопрос: какое отношение к борьбе с терроризмом, которому формально было посвящено заседание, имеют предложенные Кремлем радикальные перемены в административном и избирательном законодательстве России?

У редакции «РК» появилась своя версия ответа на этот вопрос: никакого отношения к борьбе с террором путинские инициативы не имеют. Да и не могут иметь, поскольку на расширенном правительстве в минувший понедельник высшее руководство страны решало не эту, а совершенно другую задачу – так называемую «комбинацию 2008».

Формат этой комбинации прописан и разложен по этапам, но официальный старт оказался сдвинут на целый год, и оттого выглядит сбивчивым и нелепым. Причина такой подвижки — шоковое состояние, в котором оказалась страна после Бесланских событий. Именно это неожиданно возникшее обстоятельство побудило кремлевских политтехнологов резко форсировать график политической ломки, поскольку власть получила в руки редчайший шанс: возможность провести единовременно и безальтернативным «пакетом» весь набор задуманных преобразований, из которых складывается в итоге «модель 2008».

Впрочем, обо всем по порядку.

В конце августа, за неделю с небольшим до трагических бесланских событий, в редакцию поступила весьма занятная информация из Киева. Суть ее состояла в том, украинские официальные лица едва ли не открыто ропщут по поводу того, что возглавляемая главой администрации президента РФ Дмитрием Медведевым «московская бригада» (командированная в Украину на период президентской компании для оказания консультационных услуг премьер-министру Януковичу, назначенному в преемники Кучме) работает спустя рукава и занимается не столько украинской президентской гонкой – 2004, сколько российской комбинацией 2008.

По началу раздражение украинских партнеров в отношении российских командировочных выглядело деталью забавной, но попытка раскрутить этот сюжет привела к результатам почти что сенсационным. В частности, из киевских избирательных кулуаров поступило изложение некоей якобы принадлежащей московским гостям бумаги под названием «Концепция политического переустройства 2008: от византийской неустроенности – к германской упорядоченности». Точнее, это был не весь документ (по словам нашего источника, достаточно объемный в оригинале), а нечто вроде конспекта тезисов, которые в самом деле никак не связаны с судьбой братской Украины, зато дают исчерпывающее представление о том, что может вариться на кремлевской кухне. Имеет смысл привести подробное содержание этих тезисов:

«Концепция политического переустройства 2008: от византийской неустроенности – к германской упорядоченности. Основа продолжения курса реформ – это стабильность, гарантированная жесткой непрерывностью власти. Ремикс проекта «преемник» невозможен, лобовой и масштабный пересмотр конституции – нежелателен. Оптимальный путь – серия последовательных мероприятий по радикальным институциональным коррективам. На выходе (весна 2007 г.) – полуфабрикат парламентской республики (по германскому модулю), который может быть полностью достроен либо сразу после избирательной кампании в ГД, либо весной 2008. В первом варианте партийная принадлежность первого лица формализуется на старте думских выборов. Во втором – по их итогам. Результаты выборов- 2007 обеспечиваются дополнительным ресурсом – либо введенной законодательно практикой совмещения федеральных и региональных кампаний, либо через введение прямых президентских назначений глав администраций субъектов с последующим формальным утверждением их местными представительными органами. Тактика сдержек и противовесов должна быть исключена в принципе – только монолит способен вывести страну на верный путь. Политические союзники невозможны – даже предположение о их наличии иллюзорно само по себе. Основной политический инструмент – исполнительная власть – всего лишь дополняется публичной составляющей (партийной). Жесткая вертикальная управляемость по всем административным этажам. Выявление и пресечение горизонтальных связок в любых формах и на любом уровне. Локализация и нейтрализация любых несанкционированных образований. Вместо распыления ответственности – ее сосредоточение (сфера компетенций четко очерчена, спрос – строжайший). Контроль за исполнением распоряжений – основной критерий эффективности административных звеньев. Контрольные службы подчинены только по вертикали. Работа со СМИ – систематическая и системная. Мобилизация всех структур на достижение поставленных целей. Общественные дискуссии – дозированный режим и управляемость. Реализация концепции. Конец 2004 — начало 2005 г.г.: подготовка законопроекта о партийной принадлежности госслужащих и его принятие федеральным собранием. Весна – осень 2005 г.: подготовка пакета документов по ревизии избирательной системы с упором на ликвидацию мажоритарных округов и с конечной целью обеспечения представительства только по партийным спискам. Принятие пакета — начало 2006 г. Весна 2006 г.: инициация через СФ широкой дискуссии о радикальной реформе региональных администраций, подготовка документов по принятию решения Федеральным собранием изменить существующий порядок в пользу назначений глав администраций распоряжением президента. Параллельно в Думе – выдвижение инициативы по совмещению сроков федеральных и региональных избирательных кампаний, подготовка законопроекта. Принятие соответствующих законодательных поправок обеими палатами – конец 2006 г.» …

Проверить достоверность изложенной концепции в свете последних политических событий представляется чрезвычайно важным – ведь в минувший понедельник президент Путин, созвав расширенное заседание правительства для обсуждения ситуации в стране после Беслана, фактически выложил в виде домашней заготовки все, что так или иначе было упомянуто в киевской «утечке».

«Русский курьер»

№ 374 2004-09-17

"Русский курьер"

*