Министр ясно дает понять, что основной упор в развитии лесной отрасли будет делаться не на более эффективном использовании тех лесов, которые уже освоены и вовлечены в промышленную эксплуатацию, а на экстенсивном расширении зоны лесозаготовок за счет строительства новых дорог в малонаселенных районах.

Министр природных ресурсов России Ю.П.Трутнев на проходящем в Иркутске Байкальском экономическом форуме сообщил, как именно Министерство природных ресурсов собирается развивать российскую лесную отрасль. По его мнению, первоочередная задача — это… строительство дорог в малонаселенных районах страны. И план такого строительства уже разрабатывается МПР совместно с Минтрансом и субъектами Российской Федерации — сообщает пресс-служба Министерства природных ресурсов (см.http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=714&pid=122).

К лесу министр относится примерно так же, как и к минеральным ресурсам, — он просто рассматривает Россию как некое месторождение (в нашем случае древесины), частично еще не «освоенное» в удаленных своих частях. И именно за счет строительства новых дорог и получения доступа к неосвоенным месторождениям господин Трутнев планирует увеличивать объемы лесозаготовок и доходы от самого лесопользования.

Что-то подобное уже было в нашей истории. Самым наглядным примером является Байкало-Амурская магистраль (БАМ), построенная специально под цели освоения природных ресурсов, в том числе лесов, в малонаселенных районах Восточной Сибири. Магистраль, строившаяся в течение нескольких десятилетий и так и не давшая пока стране ничего, кроме убытков: возить по ней почти нечего. Ведь месторождения минерального сырья, расположенные вдоль магистрали, пока не привлекают особого внимания инвесторов — слишком уж далеко это сырье надо возить. А леса — мало того, что в окрестностях БАМа они слишком малопродуктивны и не привлекают внимание лесопромышленников, так еще и львиная их доля (в процессе строительства магистрали) просто сгорела.

Тем не менее, опыт транспортного освоения зоны БАМа ничему не научил нынешнее руководство МПР — министр все еще надеется, что новые дороги в «дикой тайге» принесут баснословные доходы. По сообщениям все той же пресс-службы министерства, он рассчитывает увеличить долю доходов от лесной отрасли в ВВП страны в 5-7 раз. Но поскольку сам ВВП предполагается, как известно, удвоить, то доходы от лесопользования для этого придется поднять уже в 10-14 раз.

Фактически, министр предлагает вкладывать бюджетные средства в развитие лесного хозяйства там, где это наименее эффективно — в малонаселенных районах, наиболее удаленных от мест «потребления продукции» (в силу своей же малонаселенности), с малопродуктивными и не очень интересными для лесопромышленников лесами (опять же по причине их удаленности, а потому — и неосвоенности в прошлом). И это вместо развития интенсивного лесного хозяйства (хотя бы по образцу финского или вообще европейского) в «староосвоенных» районах страны, где прирост лесов велик, а вложения в лесное хозяйство сразу приносят заметный эффект!

У строительства дорог в дальних северных, как правило, малонаселенных районах есть одна важная особенность, которая делает это строительство особенно интересным и привлекательным для больших начальников. Особенность эта состоит в том, что гигантские бюджетные средства, выделяемые на него, легко растворяются и прячутся от государева ока.

Хочется верить, что предложение министра связано не с этим любопытным обстоятельством, а всего лишь с непониманием того, как и от чего образуются доходы в лесной отрасли.

Непонимание со временем проходит, хотя бы в теории. А вот нездоровый интерес к расходованию бюджетных средств, да еще вдали от посторонних взглядов, — вряд ли.

Чт 16 Сентябрь 2004

На фото Здание Минприроды РФ

Гринпис

***