Самарская область занимает одно из первых мест в России по числу подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков. Этот факт говорит не только о стабилизации и экономическом росте, но и о том, что постепенно приходит понимание, что официальная регистрация товарного знака не роскошь, а необходимость. Внимательное отношение к этому вопросу подтверждает и растущее с каждым годом число конкурсов, в которых участникам предоставляется возможность не просто заявить о своих успешно работающих торговых марках, но и поделиться секретами своего успеха с широкой общественностью.

Сейчас в Самарской области проходит региональный тур III Всероссийского конкурса товарных знаков «Золотник», принять участие в котором может любой владелец зарегистрированного товарного знака.

Историческая справка.

Конкурс «Золотник» был учрежден в 1999 году юридической фирмой “Городисский и Партнеры” и за прошедшие годы стал одним из самых массовых, общедоступных и популярных конкурсов товарных знаков в России. Поддержку конкурсу оказывают государственные структуры, так III Всероссийский конкурс товарных знаков “Золотник” проходит при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Конкурс традиционно проходит в два этапа – на региональном и федеральном уровне. Региональный этап для предприятий Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской области и республики Татарстан завершится 17 ноября 2004 года в Самаре. На торжественной церемонии свои награды получат победители в трех номинациях – “оригинальность”, “привлекательность”, “рекламоспособность”. На региональном уровне Конкурс проходит при поддержке Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области а также Министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области. Суперфинал Конкурса состоится в декабре 2004 года в Москве.

Результаты деятельности компаний во многом зависят от разработки и широкого использования неповторимого и легко узнаваемого фирменного стиля. Основу фирменного стиля составляет товарный знак — оригинально графически оформленное изображение, сочетание букв или цифр. Товарный знак и знак обслуживания по определению – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарные знаки существовали еще в древние времена. Их прототипом можно считать клейма на животных, позволявшие определить их принадлежность тому или иному хозяину. Появление собственно товарных знаков было вызвано стремлением производителей выделить свою продукцию и, в конечном счете, позволить покупателю, узнавая товарный знак, выбрать качественный товар. В настоящее время все большее значение приобретает работа российских компаний, направленная на создание конкурентоспособной продукции, продвижение своих товаров и услуг, привлечение новых партнеров, расширение рынка сбыта продукции и формирование корпоративного имиджа. Товарный знак постоянно сопровождает продукцию и услуги предприятий, а также позволяет вести эффективную рекламную кампанию.

Первый конкурс товарных знаков «Золотник», финал которого состоялся в декабре 2000 г. в Москве, привлек значительное внимание российских организаций и предприятий. В конкурсе приняло участие более 3000 товарных знаков. Среди победителей из г. Самары — комбинат «Родник», закрытое акционерное общество «Трасса-С». Победителями регионального этапа II Всероссийского Конкурса «Золотник» в 2002 г. в Самарской области стали известные всем компании: Мягкий Эксимер, «Самарский трактир» (Торговая марка «У Палыча»), «Санеко», «СМАРТС», «Самараэнерго». Приз зрительских симпатий достался ВИА «Синяя птица». Главным призом , учережденным организатором конкурса юридической фирмой “Городисский и Партнеры” стало право победителя назвать именем своего товарного знака одну из недавнооткрытых звезд с вручением официального сертификата и символической карты звездного неба.

О своем участии в III Конкурсе “Золотник” заявили таким Самарские компании как ОАО «Самарский хлебозавод № 9», ООО «Самара-Энерго-Ресурс», ОАО «Билайн-Самара», ООО Фирма «АЛГОРИТМ», ООО «Белка», ОАО «Гипровостокнефть», Корпорация «Веха», ОАО «Комбинат Праздничных Вин» (г. Тольятти), гостиница «Европа», ЗАО «Чистая вода» и многие другие.

Среди целей, стоящих перед конкурсом — объединение усилий российских государственных, промышленных, коммерческих, общественных организаций в деле формирования в России цивилизованных рыночных отношений, распространение информации по проблеме защиты интеллектуальной собственности, в частности товарных знаков.

«Отличие Конкурса «Золотник» от конкурсов, проводимых в области рекламы, — объясняет Галина Скребкова, директор юридической фирмы «Городисский и Партнеры», член оргкомитета конкурса в том, что в конкурсе могут принять участие только те товарные знаки, которые имеют свидетельство о государственной регистрации на территории Российской Федерации. Участие в конкурсе товарных знаков «Золотник» предоставляет уникальную возможность заявить о своем предприятии как о добросовестной, серьезной организации, уделяющей должное внимание своей интеллектуальной собственности, и, следовательно, уважающей чужие права на объекты, созданные творческим трудом».

Отрадно, что в этом году региональный тур решили поддержать наиболее яркие представители средств массовой информации Самары. Генеральным информационным спонсором регионального тура Конкурса выступил «КоммерсантЪ» — самарский выпуск ежедневной общественно-политической деловой газеты. По словам главного редактора Натальи Цветковой, “Всероссийский конкурс товарных знаков «Золотник» интересен тем, что защита интеллектуальной собственности – это один из признаков цивилизованного общества. Продвижение информации о грамотном управлении интеллектуальной собственностью, и в частности, в вопросах разработки, регистрации и использования товарных знаков – те азы, с которых начинается понятие развитого, правового государства».

Генеральными партнёрами Конкурса стали — самарский общественно-политический еженедельник «Репортёр» и коммуникационная группа «Понедельник» — более трех лет профессионально занимающаяся созданием и продвижением торговых марок в нашем регионе.

Главный редактор «Репортера» Андрей Федоров, говоря о причинах поддержки конкурса товарных знаков «Золотник», отметил: «Мы рады показать, что все больше самарских компаний могут похвастаться интересными и работающими товарными знаками. И если мы будем способствовать и «подталкивать» бизнесструктуры к созданию и грамотному продвижению новых брэндов, то будем считать свою задачу выполненной».

Отвечая на вопрос о причинах поддержки конкурса, директор КГ «Понедельник» Наталья Овчинникова сказала: «Золотник» – одно из мероприятий, формирующих в нашем регионе культуру грамотного подхода к продвижению торговых марок. Именно поэтому поддержать это мероприятия для нас является – делом профессиональной чести».

Информационную поддержку регионального тура III Всероссийского конкурса товарных знаков «Золотник» оказывают телекомпания РИО, радиостанция «Самара Максимум», общественно-политический еженедельник «Постскриптум» (г. Тольятти), интернет-порталы Samara.ru и Samaratoday.

Победителей в номинациях «оригинальность», «привлекательность», «рекламоспособность» определит национальное жюри Конкурса. Церемония награждения состоится в ноябре в отеле «Ренессанс». Финалисты получат право участвовать в национальном туре и попасть в Супер-финал, который состоится в декабре 2004 года в Москве.

*