Рост оптовых цен на моторное топливо продолжается. Только с начала сентября цены на бензин марки Аи-76 выросли на 5%, на Аи-92 и на дизельное топливо — на 2%. Эксперты полагают, что в ноябре объемы экспорта нефти сократятся и рост цен временно приостановится. Однако к началу следующего летнего сезона за литр Аи-95 будут просить 20 рублей.

По словам председателя Российского топливного союза Евгения Аркуши, «основная причина роста оптовых цен заключается в высокой стоимости нефти на мировых рынках и высоких доходах, которые получают российские нефтяные компании и государство от поставок сырья за рубеж». Даже незначительное увеличение экспорта и сокращение поставок на внутренний рынок приводит к повышению стоимости нефти, что в итоге оборачивается увеличением себестоимости продуктов ее переработки и, соответственно, ростом оптовых цен на них. По данным аналитика ФК «Уралсиб» Марины Лукашевой, экспорт российской нефти ежемесячно увеличивается на 1-1,5%. «Увеличение экспорта происходит за счет так называемых нетрадиционных методов. Компании используют любые возможности для вывоза сырья за рубеж, в том числе речной транспорт, новые порты, которые раньше не использовались для перевалки нефти», — считает эксперт.

Но рост цен на нефтепродукты связан не только с увеличением объемов нефтяного экспорта, но и с «неразумной» налоговой политикой государства. По словам консультанта Центра фискальной политики Владимира Редькина, «ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ. — ГАЗЕТА) напрямую связана с уровнем мировых цен на нефть: чем они выше, тем больше сумма налоговых платежей для нефтяных компаний». «В результате, чтобы покрыть свои издержки, компании повышают цену на продукцию внутри страны», — говорит он.

При этом правительство даже не пытается повлиять на ценообразование на бензиновом рынке. Например, европейские и американские чиновники сами контролируют рост топливных цен. В США налог на прибыль компаний составляет 17%, тогда как в России платят 24% своей выручки. Низкие налоги при высоких ценах на продукцию позволяют американским нефтяникам продавать сырье на местном рынке (цена бензина в США уже ниже, чем в России). А их российские коллеги отправляют на мировой рынок, где нефть стоит на 20-25% дороже, более 40% добычи.

Между тем в августе Минпромэнерго предложило правительству законопроект, направленный на стабилизацию цен на бензиновом рынке. Он предполагает увеличение пошлины на экспорт нефти при одновременном снижении налога на добычу полезных ископаемых. В этом случае экспорт нефтяникам будет невыгоден. С октября планируется увеличить пошлину на вывоз нефти до 88 долларов (сейчас 70 долларов), что, по расчетам чиновников, является заградительным порогом для экспорта.

Однако в этом году за счет налога на добычу нефти правительство планирует получить 325 млрд. рублей (около 10% доходов бюджета). И вряд ли чиновники захотят поступиться частью этих денег. Поэтому, считают аналитики, снижения цен на бензин ожидать не стоит, в лучшем случае — замедлятся темпы их роста. Это произойдет в ноябре под воздействием сезонного фактора — зимой объемы экспорта сокращаются в связи с прекращением летней навигации.

В этом году цены на бензин в январе выросли на 0,5%, в феврале — на 0,1%, а в марте их рост остановился. Таким образом, зимой нас ждет передышка. Однако к началу следующего летнего сезона цены на бензин снова резко поднимутся. По оценке аналитика финансовой компании «Интерфин трейд» Дмитрия Царегородцева, они могут вплотную подобраться к 20 рублям за литр Аи-95.

СПРАВКА

Оптовые цены на бензин марки Аи-76 в первые две недели сентября выросли на 5%, до 13,58 тысячи рублей за тонну. Стоимость бензина Аи-92 и дизельного топлива увеличилась на 2% и составляет 15,375 и 11,652 тысячи рублей за тонну соответственно. В итоге, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, с конца декабря 2003 года по настоящее время оптовые цены на Аи-92 увеличились на 38%, Аи-76 — на 45%, на дизельное топливо — на 44% и на мазут — на 59%. Если в январе литр 95-го можно было купить на заправке за 12,4 рубля, то сегодня он уже стоит 15,5 рубля.

16.09.2004

Михаил Макаров

ГАЗЕТА

*