Это кажется невероятным, но народный артист России, лауреат “Оскара” и Государственных премий Владимир Меньшов, который сегодня отмечает свое 65-летие, на заре творческой биографии считался “творчески неперспективным”.

Педагоги школы-студии МХАТ никак не видели неказистого провинциала в качестве будущего властителя кулис и дум, а на режиссерский факультет ВГИКа его методично не принимали аж целых четыре раза, давая понять, что не его это дело. В итоге Меньшов с большими трудностями поступил в аспирантуру ВГИКа, откуда его все порывались отчислить, несмотря на активное заступничество самого Михаила Ромма. Без работы, без копейки в кармане он ютился с прелестной женой и верной музой Верой Алентовой по общежитиям и углам. Надо было обладать недюжинной силой духа, неукротимой энергией, неиссякаемой верой в себя и свою звезду, чтобы пробить упрямым лбом все препятствия и стать тем Меньшовым, которого мы знаем сегодня.

А знаем мы нынче блистательного, ни на кого не похожего актера Меньшова, который, оставаясь вроде бы самим собой, со всеми особенностями своей властной натуры, грубовато вырубленной внешности, умудряется быть непохожим и разным. Вспомним хотя бы его роли в фильмах “Человек на своем месте”, “Собственное мнение”, “Курьер”, “Город Зеро”, “Чтобы выжить”, “Сочинение ко Дню Победы”… И знаем одного из самых авторитетных отечественных режиссеров, который не только добыл славу российскому кино в Голливуде, завоевав “Оскар” за лучший иностранный фильм года, но и собрал на своем фильме больше всех зрителей за всю историю нашего кино. Напомню: за год проката неувядаемого хита “Москва слезам не верит” в кинотеатры пришло около 100 миллионов зрителей. Таких цифр наше кино с тех пор не знало и, боюсь, узнает не скоро…

А если это произойдет, то, убежден, сделать это сможет только сам Меньшов. Лавры непонятого широкими зрительскими массами режиссера-новатора, автора туманно-навороченных фильмов, доступных только “ближнему кругу” посвященных, его никогда не прельщали. Он был и остается идеологом, адептом, яростным подвижником “народного” кино, свидетельство чему — и километровые очереди (сам выстоял в свое время одну из таких) на фильм “Москва слезам не верит”, и беспрецедентный зрительский успех других его широко известных фильмов: “Розыгрыш”, “Любовь и голуби”, “Ширли-мырли”, “Зависть богов”, которые вдобавок без конца крутят по телевидению.

Меньшов снимает редко (паузы между картинами могут длиться у него и по 8 — 10 лет), но при этом чрезвычайно метко. В своем стремлении не просто создать очередной экранный опус, а достучаться до сердец зрителей, не поступившись при этом художественной логикой, единством мысли и чувства, как это делают создатели серийных “Антикиллеров” и “Ночных дозоров”, он не знает поражений и, пожалуй, не имеет соперников — во всяком случае, в своем поколении.

В эти юбилейные дни находящийся в прекрасной творческой и физической форме Владимир Меньшов запускается с новым фильмом. Как у него принято, не дает широковещательных интервью, принципиально не рассказывает ничего о замысле (говорят, интересный), о сюжете (говорят, лихой), о бюджете (говорят, грандиозный). Но можно не сомневаться, что он вновь попытается поразить и завлечь в кинозалы своих верных друзей — зрителей. В их числе — и автор этих строк.

Труд №176 за 17.09.2004

*