В 1804 году Наполеон Бонапарт использовал странное покушение на свою жизнь для того, чтобы провозгласить себя пожизненным императором Франции. В 1933 году Адольф Гитлер использовал темную историю с поджогом Рейхстага для установления однопартийной диктатуры НСДАП. В 1934 году Иосиф Сталин использовал загадочное убийство Кирова для развязывания массового террора и окончательного установления режима личной власти и культа личности. В 2004 году Владимир Путин использовал случившуюся в результате хаотического штурма гибель сотен невинных заложников в Беслане, в большинстве своем — детей, для прекращения исторического эксперимента по построению в России демократии.

Как ни крути, ответственность за случившееся в Беслане в конечном счете лежит на президенте России. Он — сам силовик, Верховный главнокомандующий всеми, кто в погонах, вождь, ставший таковым благодаря обещанию «замочить террористов в сортире». Но кто еще так умеет обернуть свои провалы себе на пользу?

      

       Факты таковы. За десять лет войны в Чечне убито до 75 тысяч чеченцев (эту цифру называл покойный Ахмат Кадыров) — в подавляющем большинстве мирных жителей, в том числе женщин и детей. Потери федералов — до 9 тысяч человек убитыми (в последние годы цифры потерь тщательно скрываются). Относительно жертв терактов за пределами Чечни (ежедневные взрывы и жертвы внутри Чечни идут по отдельному счету) — называется цифра в 2000 человек (за президентство Путина), из которых последняя серия терактов унесла до 500 человек, и цифра продолжает расти.

       Теперь мертвые дети пущены в оборот. Сказано, что нам объявлена война. Объявлены и чрезвычайные меры по борьбе с террором.

       Выяснилось, что терроризм остановят две главные меры.

       Первой станет запрет гражданам России самим выбирать себе губернаторов. Теперь Путин будет решать, кому править, к примеру, Тамбовской областью, — если, конечно, тамбовские депутаты согласятся с его кандидатом. Вряд ли они, однако, подведут президента — ведь им тоже хочется остановить террористов!

       Второй мерой станет запрет гражданам избирать себе депутатов Думы по одномандатным округам. Следующая Дума будет состоять только из партийных депутатов, тщательно отобранных партийным начальством и начальством партийного начальства.

       Помимо того, что эти решительные меры, по мнению президента, должны навести ужас на международных террористов и помочь насовсем рассеять их банды (как Басаеву устоять перед назначаемыми губернаторами с чисто партийной Думой в придачу!), они еще помогут разом избавиться от критиков и нытиков, ставящих под сомнение успехи властей по борьбе с терроризмом. Да и все прочие успехи.

       Даже странно, что Бушу-младшему после 11 сентября не пришла в голову мысль предложить избирать конгрессменов по партийным спискам, а губернаторов штатов назначать из Вашингтона. Где бы уже был бен Ладен с подручными! Вместо этого американский президент занялся сущей ерундой — создал независимую комиссию по расследованию терактов, уволил директора ЦРУ, реформировал спецслужбы и при этом даже не попробовал ограничить права и свободы американцев!

       Наш же решительный президент пошел куда дальше и решил немного подкорректировать Конституцию. Что неудивительно в свете прозвучавшего в обращении к народу от 4 сентября обещания ее не трогать (так же твердо президент выступал еще недавно и за неизменность практики всенародных выборов губернаторов).

       При этом действует он, по обыкновению, широко и размашисто. Статья первая Конституции определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Президент с размаху долбанул сразу по всем конституционным принципам.

       В демократическом государстве он разом лишил всех избирателей права выбирать себе 89 глав регионов и 225 депутатов Думы от округов.

       В федеративном государстве, где по Основному закону регионы принимают свои конституции и уставы самостоятельно и сами образуют свои органы власти, он решил спускать кандидатуры губернаторов «сверху».

       В правовом государстве он решил наплевать на действующее решение Конституционного суда от 18 января 1996 году по проверке устава Алтайского края, в котором черным по белому написано, что избрание губернаторов законодательными собраниями (что и предлагает Путин) «не соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах». Юрист, выпускник юрфака ЛГУ, наверняка знает, что согласно частям первой и второй статьи 79 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» это постановление «является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно» и т.д. Однако его это не смущает.

       Был еще один известный выпускник этого же факультета со столь же размашистым отношением к закону — Владимир Ульянов.

       С момента своего прихода к власти в 2000 году Владимир Путин поставил своей целью (хоть на словах говорится обратное) последовательное сворачивание демократии в нашей стране.

       Сначала были задушены и разгромлены демократические практики и процедуры. Из Совета Федерации выгнали губернаторов, лишили их парламентского иммунитета и поставили над их душой полпредов. Потом зачистили телевидение. Теперь на Первом и РТР всегда одна точка зрения — начальства. Дальше занялись выборами — Руцкого с них сняли за лишний метр в квартире, а Скуратова — что забыл написать, что он «профессор». Посадив в тюрьму Ходорковского, объяснили бизнесу, каково лезть в политику, например финансировать оппозицию.

       Теперь, когда в стране полностью уничтожены условия как для реальной и честной политической конкуренции, так и для элементарного участия людей с убеждениями в политике, Путин занялся ликвидацией собственно демократических институтов. Первой жертвой пали институты выборности губернаторов и депутатов от округов, где все еще сохранялись небольшие элементы политической свободы.

       За всю тысячелетнюю историю России народ только четыре раза был допущен к прямым выборам главы государства. А губернаторов ему дозволили выбирать (повсеместно) только в 1996 году. Сегодня лавочка закрыта. Начальство изволили передумать.

       Вот только при чем тут Басаев? И уж тем более мертвые дети Беслана, именем которых убивается российская демократия?

      

       Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы — для «Новой»,

       15 сентября 2004 года

       16.09.2004

Новая газета

***